Ребенок боится громких звуков и шума: причины страха и советы психолога

Как новорожденные воспринимают звук

Новорожденные дети слышат очень хорошо. Слух начинает работать еще во внутриутробном периоде. Процесс формирования слуховой системы заканчивается приблизительно к двадцатой неделе беременности. Уже на этой неделе можно начинать общаться с малышом — рассказывать об окружающем мире, говорить, как сильно вы его любите и ждете, делиться впечатлениями. Ученые доказали, что стенки живота пропускают звуки громкостью 30 децибел. Околоплодная жидкость немного приглушает шум извне, но это не мешает ребенку не только слышать голоса, но и различать тембр, настроение говорящего, интонации. Очень хорошо воспринимаются низкочастотные звуки, например мужские голоса.

В течение первых дней жизни во внутреннем ухе новорожденного находится жидкость, так что он почти ничего не слышит. Но все системы активно развиваются. Уже к четвертой неделе жизни кроха начнет различать отдельные звуки, а с девятой-двенадцатой он научится определять, откуда они доносятся. Новорожденный одинаково слышит как во время сна, так и в период бодрствования. Дети первых месяцев жизни не нуждаются в полной тишине во время сна. Это объясняется тем, что еще во время беременности они постоянно слышали звук работы внутренних органов матери и шумы извне.

https://youtube.com/watch?v=fxF4aXOmjfk

https://youtube.com/watch?v=Gsvb9nu37Nk

Виды плача новорожденного

Как и все дети, ваш ребенок уникален. Он по-своему ест, спит, реагирует на раздражители — и успокаиваться будет тоже по-своему. При всем многообразии индивидуальных проявлений характер у плача новорожденных одинаковый.

  • Призывный плач — ребенок кричит 5 – 6 секунд, затем делает паузу на 20 – 30 секунд, при отвлечении внимания или ожидая результата, затем вновь кричит примерно 10 секунд и снова затихает на 20 – 30 секунд. Такой цикл повторяется несколько раз, при этом период постепенно увеличивается, пока плач не становится сплошным;
  • Голодный плач начинается с призывного плача. Если мама подошла и взяла малыша на руки, но не предложила грудь, то плач переходит в сердитый крик, который сочетается с «поисковыми» движениями головой, причем в этот момент ребенок замолкает. Если она и после этого не дает грудь, то требовательный плач переходит в яростный плач с захлебываниями. Малыш может засовывать в рот свой кулачок, совершает сосательные движениями губами и языком, вертит головой в поисках материнской груди или соски;
  • Плач при боли — плач с оттенком страдания и безысходности. Это достаточно ровный непрекращающийся плач, во время которого случаются всплески отчаянного крика, видимо, соответствующие усилению болевых ощущений. Если вы не подошли к ребенку, когда он «призывно» кричит, и он заплакал, то по тому, как именно он плачет, вы сможете угадать причину плача, чтобы быстро успокоить малыша.

Плач, который должен насторожить родителей

Невролог

Уход за новорожденным

Чего делать нельзя

Нередко родители ребёнка совершают непростительные ошибки, которые и заставляют его замыкаться в своих тревогах и усугубляют страх.

Ни в коем случае нельзя смеяться над реакцией малыша, стыдить его, ведь это не проявление трусости, а особенность мировосприятия

Чтобы избежать насмешек, кроха будет скрывать свою боязнь, но она никуда не денется.
Если у ребёнка не получается преодолеть страх, то маме и папе не стоит опускать руки: вероятно, сыну или дочери просто нужно для этого чуть больше времени.
Не стоит всячески ограждать своё чадо от громких звуков, ограничивать его передвижения и круг общения: дефицит жизненного опыта не избавит от проблемы.
Нельзя допускать фиксации страха, заостряя на нём внимание. Наоборот, к боязни нужно относиться без внешнего беспокойства, стараться отвлечь карапуза играми, прогулками, новыми открытиями.
Огромная ошибка — пытаться решить проблему методом «клин клином вышибают», например, заставлять ребёнка, который боится громких звуков на детском празднике или спектакле, идти на подобное мероприятие

Страх от этого только усилится, малыш может замкнуться в себе и вообще не захочет ни с кем общаться.

При каких заболеваниях возникает

Фонофобия часто возникает при психических заболеваниях и органических поражениях лор-органов. Такие болезни часто сопровождаются слуховыми галлюцинациями и обостренной чувствительностью к реальным шумам. Перед тем, как бороться с акустикофобией, необходимо вылечить болезнь, ее спровоцировавшую.

Интересно. Знаменитый художник-постимпрессионист, Винсент Ван Гог однажды в припадке безумия отрезал себе мочку уха, потом нарисовал свой автопортрет в таком плачевном виде. Медики утверждают, что живописец страдал душевным расстройством, для которого характерны сильные слуховые галлюцинации. Будучи не в силах слышать воображаемый шум, фонофоб Ван Гог решился на страшный поступок.

Как избавиться от фонофобии

Избавиться от фобии легкой степени тяжести можно самостоятельно. При страхе средней и тяжелой степени нужно обратиться к психологу.

Самостоятельная борьба со страхом

В целях самопомощи можно использовать аутотренинг, релаксацию и дыхательную гимнастику

Цель занятий – научиться контролировать свои эмоции и переключать внимание

Избавляемся от фобии при помощи медитации

Цель медитации – сблизиться с внутренним Я. Постарайтесь услышать свое подсознание. Необходимо обрести гармонию между телом, душой и мыслями. Нужно услышать, что именно беспокоит ваше внутреннее Я.

Условия проведения медитации:

  • занимайтесь в чистой и светлой комнате, проветривайте помещение;
  • занимайтесь ежедневно в одно и то же время;
  • концентрируйтесь на дыхании.

Как провести медитацию:

  1. Сядьте и закройте глаза, держите спину ровной.
  2. Глубоко вдохните через нос, задержите дыхание на пять секунд и выдохните через рот. Повторите несколько раз.
  3. Тренируйте мысли. Для начала представьте, как вы кладете руку на сердце. Ощутите это (не прикасайтесь, действуйте только мыслями). Потом представляйте другие прикосновения.
  4. Продолжайте дышать. На вдохе проговаривайте «туда», на выдохе – «оттуда».
  5. Постарайтесь ни о чем не думать, концентрироваться на своих ощущениях. Если не получается избавиться от мыслей, то проговорите «Это пустые мысли, и они скоро растворятся в небытие. Я не боюсь громких звуков».

Примерное время медитации – 10 минут. Но лучше ориентироваться на свои ощущения. Медитируйте до тез пор пока не почувствуете полное расслабление и успокоение.

Психотерапия

Профессиональное лечение состоит из психотерапии и приема медикаментов (при необходимости). Среди лекарств назначаются антидепрессанты, транквилизаторы и седативные средства.

Это важно! Нельзя заниматься самолечением. Выписать препарат, определить его дозировку и курс лечения может только специалист

Неправильное лечение опасно развитием побочных эффектов и привыканием.

Среди методов психотерапии используется гипноз, нейролингвистическое программирование, когнитивно-поведенческая психотерапия:

  1. При гипнозе клиента вводят в транс при помощи позитивных утверждений, добиваются его полного расслабления, раскрытия подсознания. После этого на уровне подсознания, как на диск, записывают новые установки. Гипноз помогает как определить причину страха громких звуков у человека, так и победить ее.
  2. При когнитивно-поведенческой психотерапии клиента постепенно погружают в пугающие ситуации. Сближение со страхом происходит под наблюдением психолога. Врач помогает выработать и научиться применять новые модели реагирования.
  3. Нейролингвистическое программирование работает не с прошлым клиента, а с настоящим. Специалист помогает осознать иррациональность восприятия реальности, раскрыть личный потенциал и изменить отношение к раздражителю.

Кроме этого, положительный эффект оказывает музыкальная терапия. Специалист включает расслабляющую музыку, постепенно увеличивает громкость, а затем снова уменьшает ее.

Это важно! Методы лечения подбираются в индивидуальном порядке. Учитывается тяжесть болезни, особенности клиента, специфика проявления фобии

Симптомы неврастении

Неврастения — форма психического расстройства, относящаяся к группе неврозов. Симптомы неврастении проявляются в виде повышенной раздражительности, быстрой утомляемости, неспособности к длительному умственному или физическому напряжению.Основные причины неврастении кроются, как правило, в получении психологической травмы на фоне умственных и физических перегрузок, а так же прочих факторов, ослабляющих организм, например, такими как: инфекции, интоксикации, проблемы со щитовидной железой, плохое питание, недостаток сна, потребление алкоголя, курение и прочие. Таким образом, в качестве профилактики неврастении может послужить сбалансированный режим труда и отдыха, здоровый образ жизни, исключение стрессов и физических перегрузок.

Признаки неврастении многообразны, но среди них можно выделить следующие наиболее частые:

  • быстрая смена настроений,
  • головная боль,
  • расстройство сна,
  • отсутствие внимания,
  • низкая умственная активность,
  • судороги,
  • безразличие ко всему,
  • шум в ушах.

Принято выделять три стадии в в течении этого заболевания.

Как жить в шумном мире с камертоном в ухе

Малыш, идущий в детский сад, находится в самом начале своего пути развития, его потенциал практически безграничен, а учится он быстро и много.

Системное мышление, которое формируется в процессе прохождения тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, позволяет взглянуть на воспитание ребенка с учетом его уникальных психологических свойств и создать оптимальные для конкретного малыша условия развития звукового вектора.

Главным условием для развития любого ребенка является стойкое чувство защищенности и безопасности, которое дает мать.

Задача родителей – системно развивать звуковой вектор, социализировать ребенка в среде сверстников, только тогда он сможет влиться в общество и реализовать себя. Системное мышление родителей уже само по себе дает повышение уровня доверия звуковичка, ощущение, что его понимают, стимулирует его выход наружу из ракушки. Поддержать его увлечения, сформировать соответствующую библиотеку, атмосферу тишины, возможность уединения, звуковые кружки (плавание, музыка, астрономия), друзья-звуковики, поддерживать любые попытки реализации вовне – все это способствует гармоничному развитию звуковых свойств и значительно облегчает ребенку адаптацию в детском коллективе.

Чем большее наполнение звукового вектора ребенок получает дома, тем быстрее и легче формируется навык адаптации к шумным условиям детского сада. Воспитание здоровых звуковиков формирует здоровое общество, жалость не всегда идет на пользу ребенку, изоляция не идет на пользу никогда.

Безусловно, стоит реально оценить условия в саду или школе, поговорить с учителями/воспитателями, объяснить важность звуковой нагрузки на ребенка и чувствительность его слуха. К примеру, есть школы, в которых на перемене гремит музыка, чтобы дети, по их мнению, расслаблялись и делали зарядку

Такой вариант неприемлем для звуковых детей.

Каждый ребенок уникален, каждый маленький человек – это уже личность, ведь все психологические качества являются врожденными, и развить их можно только лишь до окончания пубертата.

Понимание необходимо любому ребенку, а звуковикам оно необходимо особенно. Да, им больно в шумном саду среди орущих детей. НО! При системном воспитании они способны научиться адаптироваться и нормально переносить шум. Им жить в шумном мире, и этот навык можно и нужно развить. Развивая звук, ребенку будет легче и легче, даже сам будет не прочь поорать за компанию.

Приходите на ближайшие бесплатные онлайн-лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана и начните свои системные открытия детской души.

Типы детских страхов

Такими страхами часто страдают дети с развитым воображением. Им может казаться, что из темноты вылезают чудовища, что они видят нечто, невидимое другим (в этом случае обязательно стоит показать ребенка и квалифицированному психиатру, родители не всегда могут отличить фантазию от галлюцинации). Впечатлительные дети начинают «достраивать» ситуации: «мама опаздывает с работы, потому что ее захватил в плен людоед».

Навязчивые / реальные

Такие страхи часто появляются после психотравмы. Если ребенок стал свидетелем ДТП, он будет бояться сесть в машину. С этим страхом обязательно должен работать детский психолог.

Бредовые

Это страхи, которые не имеют даже предполагаемого основания. Например, ребенок внезапно начинает боятся собственную кошку, с которой жил несколько лет, папу или любимый мультик.

Художественная и сказкотерапия

В 3 года ребенок боится громких звуков обычно из-за конкретных причин. Нужно выяснить источники такой реакции и вспомнить, что могло ее вызвать. Малыш мог испугаться собаки во дворе, которая внезапно залаяла, или увидеть фрагмент фильма-катастрофы, где присутствовали истошные крики. Взрослым нужно присмотреться к себе. Возможно, неблагоприятная реакция ребенка вызвана тем, что родственники разговаривают на повышенных тонах.

Иногда родители провоцируют стрессы у малыша, эмоционально предупреждая об опасности. В таком случае из всего множества запретов стоит оставить только самые необходимые (не играть с огнем, не совать пальцы в розетку, не открывать дверь посторонним, не есть немытыми руками), потому что у ребенка не должно быть страха перед внешним миром.

К детским фобиям нужно относиться с пониманием, категорически нельзя высмеивать или стыдить ребенка. Если что-то испугало кроху, нужно обнять и успокоить его. Ребенок должен чувствовать близость родителей и готовность защитить его в любой момент. Очень эффективна при боязни громких звуков художественная и сказкотерапия. Например, можно предложить малышу вообразить себя диким зверем и громко порычать. Он почувствует свою энергию, и резкий звук не будет вызывать негатива.

Если ребенок боится громких звуков, что делать родителям, чтобы помочь преодолеть страх? Время от времени стоит организовывать шумные игры. Тогда реакция на неожиданный звук станет спокойнее. Можно поиграть в своеобразный магазин, где конфеты и мелкие игрушки продаются за страхи. Произойдет внушение того, что боязнь ушла и больше не вернется. Вне зависимости от результатов игры ребенка нужно похвалить и подчеркнуть, что он проявил себя самым благоприятным образом (не испугался звука, не заплакал).

Чувствительная нервная система у ребенка

С ранних лет дети со слабой нервной системой чрезмерно чувствительны. Они легко замечают изменения в настроении окружающих и активно на них реагируют, не могут спать в полной темноте или при наличии малейшего источника света, сильно переживают, когда смотрят мультфильмы или читают книги. Если ребенок 5 лет боится громких звуков, быстро устает, слишком эмоционален, то это может быть связано с гиперактивностью и легкой возбудимостью.

Таким малышам нужны продуманный режим дня, посильные трудности, которые не приведут к переутомлению, и умеренные новые эмоции. Впечатлительных детей обычно приходится учить преодолевать страх, оберегать их от внушений негативного характера и отрицательного самовнушения. Если ребенок в 9 месяцев боится громких звуков и часто плачет, нужно выработать ритуалы отхода ко сну днем и вечером. Полезны ванночки с успокаивающими сборами. В некоторых случаях применяются специальные препараты.

Какая реакция ребенка говорит о том, что слух — в пределах физиологической нормы?

Ребенок от 0 до 6 месяцев — должен реагировать на звук манки и игрушки-пищалки.

Малыш старше 6 месяцев — должен реагировать на все предложенные звуковые стимулы.

Если ребенок не отреагировал на звучание манки и пищащей игрушки, попробуйте повторить процедуру обследования через некоторое время. Реакция ребенка на звук может иметь скрытый «задержанный» период (особенно если ваш ребенок — недоношенный, или соматически ослаблен). Снижение слуха можно заподозрить при повторном отрицательном результате. В этом случае, незамедлительно обратитесь в детскую поликлинику или специализированный центр к врачу — сурдологу (специалист по нарушениям слуха).

Внимательно прочитайте эту таблицу. Ваши наблюдения за поведением ребенка станут дополнительной ценной информацией для специалистов.

Дети боятся звуков. Смешные дети пугаются звуков

https://youtube.com/watch?v=pOjqBAXtilM

» Ребенку 4 месяца

4 окт 2010, 17:24

Девочки, СОС Где-то с 2 месяцев дочка стала бояться громких звуков, но не всех, а именно — кашля, чиха и блендера Первый раз именно блендера испугалась, ТААААК кричала А потом стала ночью посыпаться и орать, если кто-то кашлянул, а потом и днем тоже Невролог ставит повышенную возбудимость, назначила глицин, но она же у нее не на все звуки. Даже у меня в слинге боится, если я пытаюсь сделать в блендере фарш. У кого-нибудь было такое? Это пройдет или уже на всю жизнь?

4 окт 2010, 17:33

У нас прошло, правда кашля мы не боялись, но от соседской дрели мы до сих пор в комочек съеживаемся, а нам уже 4.5 Вообще звук блендера не намного от звука дрели отличается, мне он тоже слух не ласкает, поэтому, думаю, плач — это нормальная реакция у детей. Другое дело — приходилось закрывать дверь в комнату и дверь на кухню, и оставлять дочку минут на 5 одну, что есессно уже было стрессом для меня)))

4 окт 2010, 17:46

И мой сын боится и дрели и блендера и тд (кашля не боится). Причем началось это когда он еще в животе был. Я особого значения не придаю, мне кажется это вполне логично

4 окт 2010, 18:28

У меня дочка месяцев с 3х начала вздрагивать и/или плакать от громких звуков. Началось всё с кашля мужа, потом был чих. И вплоть до неаккуратно поставленной чашки. Моя мама начала бить тревогу, типа Так быть не должно Вы её изнежили тем,что она вечно в тишине Приучайте к шуму Я уже тогда как-то интуитивно чувствовала,что это всё бред, что с ребенком всё ок. Так и оказалось. Нас наблюдала чудесная врач-невролог с 35ти летним опытом. Эта бабуля сказала,что именно в этом возрасте (2-3мес) детки начинают реагировать на окружающую среду, то есть вздрагивают от резких звуков и движений. А до этого,вот вспомните,девочки, детки лежат как игрушечные пупсы- их положишь- лежат, покачаешь- спят. И практически ни на что не реагируют. Ещё она сказала,что если нет повышенной возбудимости, гиперактивности, плаксивости и тд, то это является пределом нормы и через пару месяцев пройдет. Вот у нас уже прошло Так что не переживайте,это всё естественно

4 окт 2010, 19:13

У меня ребенок тоже всего боится. Был интересный случай: к нам пришел педиатр домой, мы приболели немного, я пошла на кухню за ложкой, чтоб горло посмотреть, а у врача телефон в кармане заиграл, когда тот слушал ребенка. что тут было, ор. крик. плач прям со слезками Врач такой спокойный был, как удав, сказал, что это нормально, что ребенок у вас не глухой

4 окт 2010, 22:41

Ответ на сообщение Alexes от 4 окт 2010, 18:46

Причем началось это когда он еще в животе был

Вот-вот У меня тоже как-то в животе бучу устроила, когда я сок выжимала.

» Дописано позже

Ответ на сообщение Мирланда от 4 окт 2010, 20:13

это нормально, что ребенок у вас не глухой

5 окт 2010, 06:48

Мой тоже такой же. Музыкальные игрушки с резкими звуками не любит (игрушечные мобилки и т. п.). Чихи только недавно перестал бояться, после того как я с ним стала играть в чихающих, он даже сам теперь пти-пти говорит.

5 окт 2010, 08:29

У меня тоже очень пугливый. Боится чихов, громких вскриков, особо звонких погремушек. Я думаю, что это временно и само пройдёт.

7 окт 2010, 23:02

Девочки, у нас такое было в 4 — 5 месяцев. Пощли к невропатологу, он назначил узи, оказалось что повышено внутричерепное давление.

10 окт 2010, 12:16

Правильно, что к врачу пошли. Это неестественно, когда ребенок так сильно реагирует, ему или больно, или просто сильно беспокоят звуки, без боли. Но сами, как таковые, пугать настолько не должны.

Для перехода на полную версию с графикой и с возможностью отвечать в темы, пожалуйста, нажмите сюда .

Как помочь ребенку пережить страх

Самое важное, что нам нужно понять: детские страхи — это серьезно, поэтому мы не должны от них отмахиваться и ждать, когда они пройдут сами. Особенно важно поддерживать ребенка, если он пережил какое-то травмирующее событие, например, смерть близкого родственника, серьезную болезнь, травлю или любое другое событие, которое произвело на него сильное негативное впечатление

Что делать, чтобы страх не превратился в фобию:

Обсудить, чего на самом деле боится ребенок. Детям бывает очень сложно разобраться в своих эмоциях и причинах, которые их вызвали. Это задача родителя — научить ребенка разбираться в себе и лучше понимать себя. Читайте вместе книги и используйте специальные игры, которые помогают развивать эмоциональный интеллект. Например, после просмотра мультика, вы можете обсудить, какие эмоции испытывают те или иные персонажи в разных ситуациях, и придумать,как лучше и безопаснее выражать их.

Придумать ритуалы для преодоления со страхами. Подумайте, какое действие или предмет могут успокоить ребенка и придать ему уверенности в себе. Так,чтобы побороть страх темноты можно использовать специальные светящиеся фигурки или красивый ночник. Не бояться насекомых или пауков, поможет более близкое знакомство с ними: найдите фильмы или книги, где главным героем выступает жук или паук, изучайте вместе биологию, смотрите научно-популярные фильмы для детей. Преодолеть страх быть отвергнутым поможет поиск группы по интересам. Это может быть компания во дворе, группа на кружку или дети ваших друзей

Важно, чтобы у ребенка было несколько кругов общения, чтобы выпадение из одного из них не стало трагедией. Также бороться со страхами помогают небольшие амулеты и игрушки

Победить монстров под кроватью может любимый плюшевый мишка, а не бояться летать — специальный амулет храбрости. Им может стать любая безделушка.

Разобраться в себе и наладить обстановку в семье. Часто детские страхи становятся естественным продолжением страхов родителей. Если вы в ужасе отскакиваете от паука или бессознательно сжимаете руку ребенка, когда переходите улицу или видите врача, он тоже может начать бояться врачей и пауков. Не получается проработать страхи самостоятельно? Обратитесь к психологу. Он поможет найти причины страхов и подскажет, как работать с ними. То же самое касается и обстановки в семье. Нам кажется, что ребенок ничего не замечает, но дети очень остро реагируют на любые проблемы в семье. Чем спокойнее и доброжелательнее обстановка в семье, тем меньше причин для беспокойства. Если в семье есть проблемы, лучше не скрывать их от ребенка и не делать вид, что все хорошо. Он потом все равно о них узнает. Придумайте, как объяснить ребенку в простых и понятных для него образах, что происходит в вашей жизни. Проблемы никуда не денутся, но они не будут так пугать ребенка, как его пугает неизвестность.

Страх неизбежен. Это такая же часть жизни, как и все остальные. Мы должны не избегать и игнорировать их. Нам нужно научить жить с ними. Тогда страх станет отличной мотивацией менять себя к лучшему.

Рекомендуем для изучения

Как научить ребенка справляться со своими страхами?

Что еще почитать:

Кому показать чувствительного к звукам ребенка

Чтобы точно поставить диагноз, нужно показать ребенка двум специалистам:

  1. Аудиологу
  2. Психиатру

Если чувствительность к звукам — проявление РАС, ребенку предстоит привыкнуть к шуму и понять, что за «страшными» громкими звуками нет ничего опасного.

Можно пробовать заниматься дома — играть с ребенком предметами, которые издают разные звуки, постепенно подбираться по громкости и характеру к тем, которые он не переносит.

Организуйте дома тихое место, куда ребенок может спрятаться, когда сигналов извне слишком много. В новые места ходите, когда в них тихо и ребенок спокоен. Делайте паузы, приучая ребенка к звукам, и наберитесь терпения.

В нашем центре дети с чувствительностью к звукам проходят программу сенсорной интеграции. Опытный психолог подбирает каждому занятия и игрушки по душе и почти незаметно, через игру знакомит ребенка с окружающим миром — его звуками, цветами, поверхностями. Со специалистом вы будете уверены, что ребенок попробовал все возможные упражнения и реализовал свой потенциал на сто процентов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий