Искусственное и грудное вскармливание: два разных мира

Педагогический прикорм при искусственном вскармливании

Педагогическим прикормом, или естественным, называют методику, при которой нет определенных требований к последовательности ввода продуктов. Малыш просто пробует еду с общего стола очень маленькими порциями.

Сторонники педагогического прикорма считают, что классическая методика (пюре из баночки) не побуждает малыша развивать жевательные навыки, самостоятельно брать пищу и в целом проявлять инициативу.

Однако специалисты предупреждают о возможных негативных сторонах педагогического прикорма:

  • ребенку сложно воспринимать маленькую крошку как еду;
  • если малыш пробует с общего стола несколько продуктов, то в случае аллергической реакции трудно выявить причину.

Поэтому маме, прежде чем решиться применять педагогический прикорм, необходимо посоветоваться со специалистом, основательно взвесить все «за» и «против», продумать рацион семьи так, чтобы он подходил ребенку.

От Средневековья до XIX века: когда кормить самой «не по статусу»

В Средние века приветствовалось самостоятельное кормление. Кормилицы, конечно, никуда не исчезли, но теперь с ними связывали массу суеверий. Например, если у ребенка впоследствии обнаруживалось заболевание или просто дурные наклонности, винили в этом именно кормившую его женщину. Даже в относительно просвещенном XVII веке французский врач Жак Гийемо писал, что кормилица может передать ребенку болезнь или «несовершенства собственного тела». Другие авторы того времени и вовсе утверждали, что через молоко могут передаваться черты характера и привычки кормилицы, так что со временем ребенок может стать более похожим на нее, чем на биологических родителей.

Золотым веком для кормилиц стали XVII–XVIII столетия: тогда женщины из высших слоев общества пользовались их услугами практически повсеместно. Пуритане, правда, протестовали, проповедники клеймили эгоистичных матерей, но помогало это мало.

Допаивание

Еще один актуальный вопрос – нужно ли допаивать водой грудного ребенка? Бытует мнение, что ребенку нужна дополнительная вода. Разберемся, как правильно допаивать, и когда это нужно делать.

ВОЗ не рекомендует допаивать новорожденного здорового ребенка, который получает материнское молоко в полном объеме. Такая рекомендация записана в документе, который называется «Принципы успешного грудного вскармливания». Ключевое слово в этой фразе – новорожденного. То есть ребенка первого месяца жизни действительно допаивать не нужно, кроме как по медицинским показаниям.

Ребенка можно и нужно допаивать, если он сам хочет пить воду. Достаточно предложить ему немного питья и оценить его реакцию. Для большей части детей кормление грудным молоком – это основной способ получить достаточное количество жидкости.

Разумеется, эти рекомендации теряют свою актуальность в случае заболевания у ребёнка. Так, дополнительное питьё необходимо при повышении температуры, после однократной и, тем более, повторной рвоты, при учащении и разжижении стула. Подобные симптомы могут свидетельствовать о начале заболевания, в этой ситуации необходимость консультации врача очевидна. До начала терапии — обязательно частое дробное выпаивание во избежание грозного состояния — обезвоживания.

Дополнительное питьё может потребоваться вне патологического состояния. Например, в условиях высокой температуры и недостаточной влажности воздуха.

Соки и другие напитки входят в состав прикорма и не имеют отношения к допаиванию. В качестве питья стоит рассматривать только воду.

Если для допаивания нет особых причин, то рекомендуется давать малышу воду с 4 месяцев, вместе с введением прикорма. Лучше всего предлагать ребенку жидкость в промежутках между кормлениями.

Важный вопрос: сколько жидкости нужно ребенку? Конкретное количество жидкости – индивидуальный показатель. В среднем ребёнок выпивает за сутки не более объёма одного кормления.

Поить ребёнка лучше из ложки или кружки. По той же причине, по которой стоит кормить смесью из ложки, а не из бутылки. Ложка не позволит отказаться от груди. Главное правило в допаивании – добровольность. Если малыш не хочет пить – не стоит настаивать.

Кормление грудного ребенка – сложный и ответственный процесс. Помочь родителям в нелегком деле ухода за ребенком первого года жизни могут педиатры ЦЭЛТ. Квалифицированные специалисты знают все о росте и развитии ребенка и помогут ему вырасти здоровым и счастливым.

Ошибки при переводе на новую смесь

  • Резкий переход на новую смесь. Даже если новое питание прекрасно подходит вашему малышу, без подготовки организм может дать сбой. Постепенное введение позволит пищеварению ребенка перестроиться на другую пищу и в будущем воспринимать её без проблем.
  • Необоснованный переход на другую смесь. Если мы часто меняем смесь по соображениям, не связанным со здоровьем, – например, дороже, дешевле, популярнее – пищеварение малыша постоянно работает в условиях стресса. Нет гарантии, что новая смесь будет восприниматься ребенком так же хорошо, как и старая. Вместо ожидаемой пользы от нового продукта можно получить новые проблемы.
  • Перевод на смесь следующей возрастной ступени от другого производителя. Формулы смесей одной линейки для разных возрастов составляют с учетом возрастающей потребности ребенка в питательных веществах, поэтому состав их будет отличаться. Однако компоненты в смесях одного производителя всё же будут разниться гораздо меньше, чем в продуктах разных брендов, а значит малышу легче будет перейти на новую смесь.
  • Сразу же отказываться от новой смеси, если у ребенка появились легкие расстройства пищеварения. Во время адаптации у малыша могут появиться временные расстройства, например, усилиться колики, появиться запор или понос. Об этом обязательно нужно сообщать врачу. Однако торопиться с отменой новой смеси не нужно. Если эти проявления не влияют серьёзно на общее состояние малыша, стоит понаблюдать, не исчезнут ли симптомы через два-три дня. В этот период не стоит увеличивать объем смеси, возможно, порция оказалась слишком велика, и незрелое пищеварение малыша оказалось к нему не готово.

Риски бутылочного вскармливания

Перекормить ребенка смесью особенно просто, если вы даете дополнительное питание из бутылки. Еще советуют запрокинуть ее хорошенько, чтобы вся соска была заполнена жидкостью… В этом случае докорм будет заливаться «винтом». Ребенок не сможет делать сосательных движений вовсе! Он будет лишь периодически прижимать языком бутылочную соску, чтоб успевать проглотить то, что уже попало в ротик.

Сосание груди и бутылки – два разных технических приема и 2 разных мышечных стереотипа.Материнский сосок и ареола мягкие, при правильном прикладывании они должны заполнять ротик малыша, вытягиваться во рту. Ребенок выкладывает язычок на нижнюю десну и совершает им волнообразные движения. При этом ему необходимо удерживать вакуум, чтобы грудь во рту не «ездила».

Современные сОски, как правило, твердые. Ребенок берет в рот ее выступающую часть и группирует язык внутри. Он не сможет делать им «волну», он будет двигать языком вверх-вниз, как поршнем!

Кроме того, при хорошем «захвате» груди малыш широко открывает рот, отводя вниз нижнюю челюсть. В такой работе участвуют почти все мышцы лица, что, кстати, обеспечивает нормальное развитие черепа, в частности, формирование широкого U-образного нёба. Бутылочную соску он будет сосать одними губами и мышцами вокруг губ, втягивая щеки. В этом случае у малыша со временем формируется узкое V-образное нёбо, что повышает риск неправильного прикуса и быстрого разрушения коренных зубов во взрослом возрасте, когда им станет «тесно» на деснах.

В общем, сосание бутылки — совершенно другое «упражнение»! Кстати, то же самое можно сказать и про пустышку: те же поршнеобразные движения языка, тот же узкий «захват». Освоив эту технику, малыш может травмировать мамин сосок, или даже вовсе отказаться от груди. Конечно, откажется не всякий, но попадаются детки, которым достаточно однажды познакомиться с силиконовыми девайсами… А потом нужна большая, кропотливая работа, чтоб вернуть грудное вскармливание.

Готовы ли вы рисковать?

Смешанное питание новорождённого

Смешанное вскармливание — это кормление ребёнка грудным молоком, в том числе материнским сцеженным или донорским, в любом сочетании с адаптированной молочной смесью. Как правильно организовать смешанное вскармливание, подскажет педиатр. Обычно это делается по показаниям. К такому вскармливанию прибегают, когда недостаточно грудного молока. Недостаточность питания, необходимость и объём докорма смесью определяет доктор при осмотре малыша.

Есть несколько рекомендаций для мам малышей, которые находятся на естественном или смешанном кормлении:

  • кроху следует прикладывать поочерёдно к обеим грудям;
  • для докорма стоит использовать соски и бутылочки, индивидуально подобранные для ребенка по форме, объему и прочим параметрам, в зависимости от возраста малыша;
  • нужно правильно рассчитать необходимое количество смеси — это может сделать только педиатр с учетом всех индивидуальных особенностей развития и состояния здоровья малыша.

Растите здоровыми!

Рецензент
Ковтун
Татьяна
Анатольевна

Научный советник АО «ПРОГРЕСС», кандидат медицинских наук

Все статьи эксперта

Уход за грудью

Чтобы кормление было комфортным, мамы должны позаботиться о здоровье груди. Необходимость мыть ее перед каждым грудным вскармливанием — миф. Достаточно ежедневно один раз принимать душ. При этом тереть грудь мочалкой или полотенцем не стоит, достаточно ополоснуть ее водой, затем промокнуть чистой тканью. После каждого вскармливания необходимо походить с открытой грудью, чтоб она просохла.

Мамам обязательно стоит приобрести специальные бюстгальтеры для грудного вскармливания. Как правило, они бесшовные, с широкими лямками, на чашках имеют отстегивающиеся элементы для удобного кормления малыша.

Кормление грудью — способ передать ребенку вашу любовь и укрепить его здоровье. Не переживайте, если не все пойдет гладко с первого раза. Слушайте свое тело и советы специалистов, у вас все получится!

‹Предыдущая
›Следующая

Грудное вскармливание

Исключительное грудное вскармливание в течение шести месяцев имеет много преимуществ для детей грудного возраста и их матерей. Основными из них являются защита от желудочно-кишечных инфекций, наблюдаемая не только в развивающихся, но и в промышленно развитых странах. Благодаря раннему началу грудного вскармливания – в течение часа после рождения ребенка — обеспечивается защита новорожденного от инфекций и снижается смертность новорожденных. Риск смерти в результате диареи и других инфекций может быть более высоким среди детей, находившихся ранее на частичном грудном вскармливании или вообще не находившихся на грудном вскармливании.

Грудное молоко является также важным источником энергии и питательных веществ для детей в возрасте 6-23 месяцев. Оно может обеспечивать половину или более всех энергетических потребностей ребенка в возрасте 6-12 месяцев и одну треть энергетических потребностей ребенка в возрасте 12-24 месяцев. Грудное молоко является также важным источником энергии и питательных веществ во время болезни и способствует снижению смертности среди детей, испытывающих недостаточность питания.

Дети и подростки, находившиеся в грудном возрасте на грудном вскармливании, с меньшей вероятностью имеют избыточный вес или страдают от ожирения. Кроме того, они демонстрируют более высокие результаты тестов на интеллектуальное развитие и лучшую посещаемость школ. Грудное вскармливание связано с более высоким доходом во взрослой жизни. Улучшение развития детей и снижение расходов на здравоохранение путем грудного вскармливания приводит к экономическим преимуществам как для отдельных семей, так и на национальном уровне (1).

Более длительное грудное вскармливание способствует также укреплению здоровья и благополучия матерей; оно снижает риск развития рака яичников и молочной железы и позволяет делать перерывы между беременностями — исключительное грудное вскармливание детей в возрасте до шести месяцев оказывает гормональное воздействие, которое часто вызывает отсутствие менструаций. Это естественный (хотя и ненадежный) метод предупреждения беременности, известный как метод лактационной аменореи.
Необходимо оказывать поддержку матерям и семьям для обеспечения оптимального грудного вскармливания их детей. Действия, позволяющие защитить, укрепить и поддержать грудное вскармливание, заключаются в следующем:

  • принятие политики, такой как Конвенция Международной организации труда по защите материнства № 183 и Рекомендация № 191, дополняющая Конвенцию № 183 путем предложения более длительного отпуска и более значительных преимуществ;
  • Международный свод правил сбыта заменителей грудного молока и последующие соответствующие резолюции Всемирной ассамблеи здравоохранения;
  • осуществление Десяти принципов успешного грудного вскармливания, изложенных в Инициативе по созданию в больницах благоприятных условий для грудного вскармливания, в том числе таких как:
    • обеспечение контакта «кожа к коже» между матерью и ребенком сразу же после родов и начало грудного вскармливания в течение первого часа жизни ребенка;
    • грудное вскармливание по требованию (то есть так часто, как того хочет ребенок, днем и ночью);
    • совместное пребывание в одной палате (позволяющее матерям и грудным детям находиться вместе 24 часа в сутки);
    • детям не следует давать дополнительные пищевые продукты или питье, даже воду.
  • вспомогательные службы здравоохранения, обеспечивающие консультирование по вопросам кормления детей грудного и раннего возраста при всех контактах с лицами, осуществляющими уход, и детьми раннего возраста: во время дородового и послеродового наблюдения, посещений на дому здоровых и больных детей и иммунизации; и
  • поддержка со стороны сообщества, включая группы поддержки матерей и мероприятия по укреплению здоровья и санитарному просвещению на уровне отдельных сообществ.

Распространению практики грудного вскармливания в значительной мере способствуют вспомогательные мероприятия, и уровни распространенности исключительного и длительного грудного вскармливания могут быть улучшены в течение нескольких лет.

Правила докорма

Выделяют следующие основные степени гипогалактии:

  • дефицит молока до 25% по отношению к суточной потребности ребенка;
  • дефицит до 50%;
  • дефицит до 75%;
  • дефицит молока более 75%.

Чтобы правильно определить степень гипогалактии, проводится процедура контрольного вскармливания. Для этого необходимо взвесить ребенка до кормления и после. Разница в массе покажет количество молока, употреблённого ребёнком

Важно во время этих взвешиваний не менять одежду и подгузник у ребёнка, чтобы избежать погрешностей измерения

В случае применения адаптированных смесей одновременно с грудным молоком, важно соблюдать порядок введения питания. В первую очередь производится прикладывание к груди, даже если материнского молока практически нет, прикладывание к груди носит символический характер и призвано сохранять тактильный контакт матери и ребёнка

После кормления грудным молоком следует введение адаптированной смеси посредством бутылки, ложки или чашечки (в более старшем возрасте).

В случае использования бутылки рекомендуется выбирать упругую соску с небольшим отверстием. В результате малышу придется совершать те же мышечные усилия, что и при прикладывании к груди. Такая имитация не позволит ребенку потерять навыки сосания.

Докорм искусственной смесью

Обратимся к ситуациям, когда помимо материнского молока ребёнку требуется дополнительное питание — адаптированные молочные смеси. В зависимости от количественного соотношения материнского молока и адаптированной смеси в объёме кормления ребёнка можно выделить два типа вскармливания:

  • Смешанное – ребенок получает материнское молоко совместно с адаптированной смесью, при этом количество молока составляет от 20% до 80% от суточного объёма кормления. Такой вид вскармливания встречается при гипогалактии у матери, то есть при недостаточном количестве грудного молока.
  • Искусственное – ребенок получает только адаптированную смесь и не получает грудного молока, либо ребёнок вскармливается и смесью, и молоком, но количество молока составляет менее 20 % от суточного потребления. Этот вид вскармливания актуален при отсутствии грудного молока или при наличии заболевания у матери или у ребенка, когда естественное вскармливание противопоказано или ограничено.

Что касается противопоказаний к естественному вскармливанию, как со стороны матери, так и со стороны новорождённого, то перечень заболеваний невелик. В основном это тяжёлая соматическая патология, либо ограниченный ряд инфекционных заболеваний.

У каждой женщины процесс лактации индивидуален. В какие-то моменты может показаться, что молока не хватает. Существуют так называемые лактационные кризы — периоды преходящего снижения секреции молока в результате неустойчивой гормональной регуляции процесса лактации. Не утратило своей актуальности такое явление, как гипогалактия. Однако с этими состояниями можно и нужно бороться. Поэтому в случае недостаточного насыщения ребенка материнским молоком, рекомендуется обратиться к врачу или консультанту по грудному вскармливанию и попытаться восстановить количество молока, прежде чем вводить докорм. Назначение докорма смесями без особых оснований ведет к сокращению объема лактации у матери. Ребенок быстрее насыщается смесью и получает еще меньше материнского молока.

Введение в рацион грудничка адаптированных смесей необходимо в том случае, если ребенок беспокоен, часто требует грудь, подолгу находится у груди матери, не прибавляет в весе, если использованы все возможные меры по устранению гипогалактии, а эффект так и не был достигнут.

Отличия в составе

Грудное молоко – это идеальная пища для новорожденного малыша. Профессор Питер Хартманн, эксперт по вопросам грудного вскармливая, отмечает, что коровье молоко содержит опасный для детей уровень соли натрия. При этом именно оно применяется для изготовления детского питания. А вот грудное содержит небольшую концентрацию натрия.

В состав смеси могут добавляться следующие компоненты:

  1. лактоза и подсластители, как фруктоза, кукурузный сироп;

  2. жирные кислоты;

  3. растительные жиры;

  4. аминокислоты, ферменты;

  5. пробиотики;

  6. растительные и животные жиры, минералы.

В молоке матери содержится более 1000 белков. Этого не могут добиться даже лучшие производители детского питания. Кроме того, некоторые олигосахариды только начали синтезировать, а значит, детское питание еще не скоро станет приближенным к грудному.

Докорм грудничка без бутылки

Но есть и хорошие «новости»! Докорм необязательно давать из бутылки!

Вот несколько способов:

Способы докорма без бутылки

1. Чайная ложечка. Ее нужно заполнять на 1\3 и аккуратно выливать содержимое за щеку (только не на корень языка, иначе малыш может подавиться!).

2. Палец+шприц. Для сосания ребенку дается пальчик подушечкой к небу, а в уголок рта вставляется носик шприца без иглы. При этом малыш делает волну языком, как при сосании груди, и втягивает докорм из шприца

Если не втягивает сам, осторожно подвигаем поршень при сосательных движениях

3. Палец+питательный зонд. Техника та же, что с пальцем и шприцем, но вместо носика шприца даем тонкую трубочку с двумя дырочками. Второй конец зонда с пластиковой канюлей опускается в бутылку с докормом. Зонд можно заменить катетером-бабочкой, убрав иголку.

4. Специальные ложко-бутылки — емкости, в которые наливается жидкость. Вместо соски они заканчиваются ложечкой, в нее можно выдавливать жидкость порционно.1-4 способы предполагают, что ребенок лежит под нёбольшим уклоном, примерно 45 градусов, иначе он может подавиться!

5. Чашечка или стаканчик (есть специальные стаканчики с «козырьком», который удобно ложится на нижнюю губу малыша). Можно приспособить крышечку от бутылки, которой закрывают соску. Стаканчик нужно наклонить так, чтоб жидкость касалась губ ребенка, но не заливать в рот, а ждать, когда малыш сам начнет втягивать докорм. Для такого приема малыш должен быть расположен вертикально.

6. Можно также докармливать малыша у груди с помощью специального устройства SNS (его возможно сделать самим).

7. Опять же у груди, используя зонд (катетер-бабочку) и емкость с молоком (чашку, бутылку).

Античность: кормилицы как необходимость

Практика отдавать своих детей на вскармливание другим женщинам существовала, судя по сохранившимся документам, еще в Древней Месопотамии. Правда, тогда причины обращения к кормилицам были сугубо утилитарными: высокая смертность при родах, отсутствие у матери молока, ее слабость или болезнь, появление в семье приемного ребенка. Кроме того, согласно распространенному мнению, кормление грудью предохраняло от беременности. Поэтому семья, желавшая иметь как можно больше наследников (а учитывая невысокую продолжительность жизни и огромный уровень детской смертности, каждый год был на счету), могла нанять кормилицу, чтобы пропустить период лактации.

Взаимоотношения заказчиков с кормилицами прописаны даже в законах Хаммурапи. Один из членов семьи заключал с женщиной полноценный договор, где оговаривался срок кормления, оплата труда, права и обязанности.

Смешанное вскармливание

Режим питания при смешанном вскармливании должен оставаться максимально свободным. С помощью контрольного взвешивания определяют приблизительное количество грудного молока, которое получает ребенок, недостающий объем питания компенсируют за счет заменителей грудного молока.

При проведении контрольного взвешивания ребенка взвешивают перед кормлением и после него в той же самой одежде, и не меняя подгузников. Разница в массе будет равна объему молока, полученному ребенком за одно кормление. Подобные измерения проводят во время нескольких кормлений, среднее арифметическое и будет нужным показателем. При этом докорм следует давать только после прикладывания ребенка к обеим грудям, даже при очень небольшом количестве молока у матери. Если объем докорма небольшой, то его следует давать с ложечки, т.к. более легкое поступление смеси через соску способствует отказу ребенка от груди. Если объем докорма достаточно велик, можно пользоваться бутылочкой, однако, следует подбирать упругую соску с мелкими отверстиями.

Как перевести ребенка с грудного вскармливания на смесь?

Переход с грудного вскармливания на смесь может быть частичным – то есть смесь будет только дополнять грудное молоко – этот способ кормления называют смешанным вскармливанием, – а может быть полным, когда грудное вскармливание заменяется искусственным.

Сразу же в полном объеме дать ребенку смесь вместо грудного молока допустимо лишь тогда, когда грудного молока нет и не будет. Проблемы с животиком в такой ситуации отходят на второй план: ребенка нужно спасать от голодной смерти. В остальных случаях новая пища должна вводиться постепенно, начиная с малых доз.

Ввести смешанное вскармливание может порекомендовать только врач, если установит, что ребенок отстает в физическом развитии, то есть плохо растет и набирает вес, именно из-за нехватки грудного молока. Одних подозрений мамы или бабушки, что малыш не наедается, недостаточно. Не нужно дополнять грудное вскармливание смесью “на всякий случай”, в надежде, что малыш будет крепче спать и станет спокойнее. Голод не единственная и далеко не самая распространенная причина детского плача.

Если же нехватка грудного молока доказана, то педиатр порекомендует, какая смесь подойдет вашему ребенку, и рассчитает суточный объем докорма: детской смеси, которую малыш будет получать дополнительно к грудному молоку. В каждое кормление женщина сначала должна приложить ребенка к обеим грудям, и только потом давать смесь. Если есть надежда восстановить ГВ в полной мере, стоит допаивать смесью из ложечки. Но если объем дополнительного питания достаточно большой, придется дать бутылочку. Соска на ней при этом должна быть с небольшими отверстиями, чтобы более легкий способ питания полностью не отвратил малыша от груди.

Это важно!

Сколько раз в день докармливать малыша смесью и как рассчитать разовый объем докорма – также должен посоветовать врач. Возможно, режим кормлений придется устанавливать опытным путем: в одно кормление малыш наестся грудным молоком, в другое потребуется докорм.

Nutrilak Premium 2

Какую бы смесь ни назначил доктор, переход на неё должен быть плавным – в течение полутора-двух недель. И чем младше ребенок, тем дольше должен быть этот интервал. Например, если мама планирует лечь в стационар на плановую операцию и знает, что ей придется принимать лекарства, несовместимые с ГВ, она может за 2-3 недели начать вводить смесь: переходить сначала на смешанное вскармливание, потом полностью заменять часть кормлений смесью и лишь затем уже отказываться от ГВ.

Если при переводе на смешанное вскармливание применять бутылочку рекомендуется с осторожностью, то при полном переводе на смесь наоборот можно и грудное молоко сначала сцеживать, а потом кормить малыша из бутылочки. Так он легче адаптируется к новому способу приема пищи

Учтите, что при полном переходе на искусственное вскармливание поменяется график кормлений. Смесью кормят с интервалом в 3-3,5 часа и перерывом на ночной сон около 6 часов, так как маленькому организму требуется больше времени, чтобы её переварить, по сравнению с грудным молоком.

Как сцеживать молоко

Сцеживать молоко можно вручную, либо с помощью молокоотсоса. При ручном сцеживании необходимо тщательно вымыть ладони, подготовить стерильную емкость. Положите руку на грудь так, чтобы большой палец был сверху, в пяти сантиметрах от ареолы, остальные пальцы должны быть под грудью. Соедините большой и указательный палец, чуть надавите. Когда появится первая капля молока, совершайте ритмичные круговые движения.

Более простой вариант — использовать ручной или электрический молокоотсос. Как правило, он уже снабжен стерильной емкостью-молокоприемником. Достаточно прикрепить прибор, и с помощью вакуума он опустошит вашу грудь.

Во сколько месяцев можно вводить прикорм?

Научные представления о времени начала «знакомства» с новой пищей существенно менялись. Некоторые прежние рекомендации сейчас выглядят немыслимыми. Например, еще четыре-пять десятилетий назад допускалось давать ребенку в 1,5–2 месяца соки, а в 3–3,5 месяца — желток, чтобы «обогатить» рацион дополнительными питательными веществами.

Сейчас известно, что куриное яйцо относится к продуктам с высоким риском аллергической реакции, вводят его не раньше 7 месяцев и только желток. А соки допускаются лишь с 8 месяцев.

Увы, до сих пор в интернете на непроверенных экспертами и неспециализированных ресурсах можно увидеть информацию о раннем начале введения продуктов прикорма. Однако, например, применять прикорм с 3 месяцев при искусственном вскармливании — слишком рано и опасно. ВОЗ отмечает, что «вводить его до 4 мес. не следует», причем имеется в виду не начало, а конец четвертого месяца.

Мнение европейских и отечественных специалистов о времени начала прикорма очень схоже. Это не четкая «дата», а довольно большой промежуток между 4 и 6 месяцами, его называют «критическим окном»:

  • до четырех месяцев малышу на искусственном вскармливании вполне хватает питательных веществ из детской молочной смеси. Воспринимать другую еду пищеварительная система еще не готова. Слизистая кишечника уязвима, не выработались нужные ферменты, не сформировался достаточный уровень иммунитета;
  • после шести месяцев ребенку для развития уже будет явно не хватать микронутриентов из смеси. С этого момента, чем позже начать, тем поспешнее придется вводить новые продукты для восполнения дефицита. Это создаст излишнюю нагрузку на иммунную систему, ребенку будет сложнее осваивать навык жевания густой пищи.

Искусственное вскармливание

При искусственном вскармливании детей первых месяцев жизни, как правило, рекомендуется 6-7 разовое кормление через 3-3,5 часа с 6-6,5 часовым ночным перерывом. После введения первого прикорма (с 4 до 6 месяцев) ребенок может быть переведен на 5-разовое кормление.

Однако в отдельных случаях после анализа индивидуальных особенностей ребенка число кормлений может быть изменено. Например, если ребенок не съедает предлагаемый объем в течение одного кормления, то требуется более частое кормление меньшими порциями.

Вступайте в клуб Similac «Мама знает!» и получайте скидки, подарки и советы от экспертов.

Вступить в клуб →

Способы контроля

Вы можете быть уверены, что Ваш малыш получает достаточно питания, если:

  • Малыш хорошо прибавляет в росте и весе (оценку должен проводить медицинский работник во время ежемесячных осмотров);
  • У ребенка положительный эмоциональный тонус и хороший аппетит;
  • Ребенок хорошо спит;
  • У ребенка хорошая сопротивляемость инфекциям (малыш не болеет);
  • Малыш регулярно ходит в туалет и не испытывает в связи с этим дискомфорта.

В виду того, что все дети набирают вес по-разному, Вы можете обратиться к своему педиатру, чтобы убедиться, что набранный Вашим малышом вес соответствует норме

Кроме того, важное значение имеет не однократная оценка прибавки массы тела, а регулярная ежемесячная оценка прибавки веса, роста и других антропометрических показателей на протяжении всего первого года жизни. Если же Вы заметили существенные изменения в пищевых привычках Вашего ребенка, не медлите с визитом к врачу

Расширение прикорма по месяцам

Как пишет главный внештатный педиатр Минздрава РФ академик А.А. Баранов, у доказательной медицины нет данных о том, что последовательность введения того или иного продукта или блюда имеет какое-то преимущество. «Признают лишь необходимость адекватного поступления с прикормом необходимых пищевых веществ, включая микронутриенты».

Главный документ, на который ориентируются российские педиатры —
, которую составили ведущие специалисты Минздрава и российских учреждений в области педиатрии и детского питания. Она предлагает общие правила для малышей как на грудном вскармливании, так и на питании детскими смесями:

Продукт/блюдо

4–5 мес.

6 мес.

7 мес.

8 мес.

9–12 мес.

Пюре из овощей

10–150

150

150

150

150

Каша

10–150

150

150

180

200

Пюре из мяса /отварное мясо

5–30/

3–15

40–50/

20–30

60–70/

30–35

80–100/

40–50

Пюре из фруктов (не первый прикорм)

5–50

60

70

80

90–100

Желток

1/4

1/2

1/2

Творог

10–40

50

Пюре из рыбы

5–30

30–60

Фруктовый сок

5–60

80–100

Детские неадаптированные кисломолочные напитки

200

200

Пшеничный хлеб, сухари

5

10

Раст. масло (к овощам)

1–3

5

5

6

6

Сл. масло (к кашам)

1–3

4

4

5

5

  • Прикорм с 4 месяцев при искусственном вскармливании начинают довольно редко и только при рекомендации врача.
  • Прикорм при искусственном вскармливании с 5 месяцев считается «золотой серединой»: чаще всего у малыша уже угасает защитный рефлекс выталкивания ложки, ребенок тянет в ротик различные предметы.       
  • Прикорм в 6 месяцев при искусственном вскармливании и увеличивается в объеме, и становится разнообразнее. В этот период продолжают закладываться вкусовые предпочтения.
  • В прикорм с 7 месяцев при искусственном вскармливании вводится желток. Яйцо — первый продукт из потенциально аллергенных, но наиболее аллергенная его часть — белок, его не надо предлагать ребенку младше годика.
  • В прикорм в 8 месяцев при искусственном вскармливании уже входят все основные группы продуктов: каши, пюре из овощей, из мяса, из фруктов, куриный желток, кисломолочные продукты и даже, возможно, рыба. У малышей обычно к этому сроку уже прорезались первые зубы, а язык достаточно гибок и скоординирован, чтобы перекатывать и разминать во рту более твердую пищу. Но все-таки ребенку нужна детская еда, которая принципиально отличается от взрослой своей текстурой, качеством, безопасностью. В ней нет сахара и соли, острых и пряных приправ.
  • Прикорм в 9 месяцев при искусственном вскармливании расширяет вариации уже освоенных продуктов. К этому времени малыш умеет обхватывать чашку обеими руками, может есть еду с общего стола, но надо убедиться, что она ему подходит и полностью отвечает его потребностям. К этому времени нужно начинать вводить и кусочковую пищу.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий