Как сказать ребенку «нет» – 5 основных правил

Несколько правил о том, как сказать «нет»

Первое правило: «Нет» — это слово, которое всегда произносится без эмоций».

«Нет» — это слово, которое используется для воспитания, а не с целью «выяснения отношений». Если же у родителей в момент объявления запрета заметны эмоции, то ребенок воспринимает их на свой счет. Мама говорит зло, значит, она меня не любит. Мама говорит весело, значит, она просто шутит.

Второе правило: Позиция всех членов семьи по каждому конкретному «нет» в жизни вашего ребенка должна быть одинакова.

  У каждого члена семьи есть свой личный список «нет» для ребенка. Одни запрещают конфеты, другие разрешают; одни ничего не говорят, когда ребенок ест у телевизора, у других это вызывает бурный протест.

Как в такой ситуации у ребенка будет формироваться правильное представление о том, что можно, а что нельзя? Да никак. Но зато у него может сформироваться другое — умение манипулировать родственниками.

Третье правило: «Если вы сказали своему ребенку «нет», то уже не можете сказать ему «да

Каждый раз, вознамерившись сказать своему ребенку «нет», не забывайте о том, что этим словом вы берете на себя огромную ответственность, потому что если вы сказали ребенку «нет», то сказать «да» вы теперь уже не можете. Поэтому, прежде чем сказать своему ребенку «нет», подумайте — насколько это необходимо? Не получится ли так, что вы запретили то, что потом придется разрешить? Но что, в таком случае, будет стоить ваше «нет», если его с легкостью можно забрать обратно? Ровным счетом ничего!

Когда вы говорите ребенку «нет», его желание получить «запрещенное» становится еще больше. И дело даже не в том, что «запретный плод сладок», а в том, что это является ограничением свободы, которое любой нормальный человек воспринимает болезненно.

Ваш  ребенок может отреагировать на это двумя способами: от бодрого «ладно» до визгливого истерического припадка.

При этом нужно помнить, что если вы хотя бы один раз, сказав ребенку «нет», не выдержали и через некоторое время в ответ на его давление сказали «да», то ребенок в следующий раз не поверит вашему «нет». Давление с его стороны будет еще сильнее. Таким поведением вы добьетесь лишь того, что ребенок перестанет доверять вашим словам. Если вы чувствуете, что у вас еще недостаточно силы воли для того, чтобы отстаивать свое «нет», то лучше не говорите его.

Четвертое правило: Всегда положительно подкрепляйте поведение ребенка, когда он начинает следовать вашему «нет».

      Ребенок за свое следование родительскому «нет» должен получать поощрение, чего он вполне заслуживает.  Готовность ребенка двигаться навстречу вашим требованиям или следование вашему запрету — это не «естественно», это акт доброй воли, которую нужно уметь замечать и отмечать положительно.

Порядок действий при принятии решения сказать «нет»

1. Не торопитесь с ответом. Это не значит, что надо тянуть или уклоняться. Это значит: прежде чем сказать «да» или «нет», подумайте, поймите суть просьбы или предложения, с которыми к вам обращается ребенок.

2. Внимательно выслушайте и вникните в суть дела. Если что-то непонятно, расспросите, уточните детали. Этим вы убьете сразу двух зайцев. Во-первых, мы часто говорим «да» или «нет» машинально, под настроение. Во-вторых, ребенок, которого вы слушаете внимательно, почувствует, что он вам не безразличен.

3. Покажите ребенку, что вы признаете его право иметь собственное мнение. «Ты действительно считаешь, что мы должны купить этот велосипед», — вы не соглашаетесь и не критикуете, вы просто констатируете такой факт: с его точки зрения, это правильно.

4. Объясните коротко и внятно, почему вы не можете (не хотите) делать то, о чем вас просят. Коротко назовите (объясните) причину отказа. Чем младше ребенок, тем короче и проще надо говорить.

5. Если ребенок не внял вашему «нет» и продолжает вас уговаривать, реагируйте как «автоответчик» — повторяйте одно и то же. А именно: на каждый новый довод (выпад, скулеж) реагируйте так: а) соглашаетесь с доводами (я понимаю, тебе хочется иметь велосипед… и т.д.); б) повторяете отказ одними и теми же словами («но это слишком дорогой велосипед»). Никто долго не выдержит. Аргументы у ребенка иссякнут, и ваш отказ примут как факт.

И еще одно важное дополнение. Знаете, кому труднее всего сказать «нет»? Самому себе

Помните об этом, предъявляя требования к своему ребенку.

Литература:

  1. Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком . Как?», М.: Сфера,  2005
  2. А. Рябева «Как сказать ребенку «нет»», «Школьный психолог», № 23, 2009
  3. И. Млодик «Книга для неидеальных родителей» М.: Генезис, 2009.

Как тактично отказать

41. В прошлый раз было прекрасно.

42. Расставьте приоритеты.

Если вам дают работу, на которую у вас нет времени, и отказ не принимается, спросите, от чего вам придется отказаться. «Звучит интересно, я бы с радостью это сделал, но это значит, что я не смогу написать отчет к пятнице. Так что вы хотите, чтобы я сделал в первую очередь?»

43. Как мило с вашей стороны.

Если ваша свекровь хочет устроить вам шумный праздник по поводу дня рождения, а вы предпочитаете просто посидеть с близкими подругами, будьте признательны, но откажите. «Как мило с вашей стороны, но я уже запланировала пойти с подругами посидеть в кафе«.

44. Станьте менее доступны.

45. Это невозможно.

Возможно и невозможно – это волшебные слова. Однако используйте эту фразу уверенно, и вам не придется больше ничего говорить.

46. Какая честь для меня.

Например, если вас попросили произнести речь на свадьбе или стать крестной матерью, и вы не хотите показаться грубым, используйте эту фразу.

«Это честь для меня, но так как я не люблю выступать на публике, я не смогу справиться с этой ролью так, как нужно, и боюсь, что подведу вас. Может вы попросите кого-то другого?«.

Основные ошибки родителей

  1. Мамы и папы не дают сыну или дочери возможности рисковать, совершить ошибку, набить шишки, получить опыт.
  2. Взрослые очень быстро бегут спасать своих детей, спешат на выручку, скорее помочь, не давая ребенку шанс действовать самому.
  3. Родители носят розовые очки, излишне восторгаясь и поражаясь существующим и несуществующим талантам своих детей, они не видят недостатков и минусов в ребенке.
  4. Мама и папа позволяют чувству вины одолеть верх над справедливым наказанием.
  5. Взрослые не говорят о своем жизненном опыте, не делятся историями из своей жизни, не рассказывают, какие они совершали ошибки.

Зачем нужны запреты?

Дети сталкиваются с миллионом различных соблазнов. Яркие упаковки игрушек и сладостей манят ребят, призывая детей уговорить родителей купить. Ребенку очень сложно справится с такими соблазнами, часто дети хотят что-то, сами не понимая, зачем им это нужно. Ведь малыши отдаются полностью власти эмоций и не могут рационально определить степень необходимости вещей. Задача родителей – научить искусству грамотного выбора необходимых предметов из огромного количества вариантов.

С раннего возраста, детям необходимы границы, которые позволяют чувствовать себя в безопасности. Конечно, ребенок может протестовать и противится правилам. Но этот период пройдет, если родители будут четко стоять на своем. Все мамы и папы должны усвоить: границы и запреты необходимы для нормального развития психики малыша.

Правило 5. Пойте песенки и не заканчивайте их

Такой прием дает ребенку опыт «речи» еще до того, как он фактически начал говорить. Малыш вставляет слог в знакомую песню и чувствует, что он может говорить, что у него получается. А такой настрой побуждает его пробовать произносить слова снова и снова.

Как все устроить? Вам подойдет хорошо знакомая песенка, которую малыш слышал сто раз. Начните ее петь и неожиданно сделайте паузу перед окончанием слова в строке. например:

«Уточка пошла гулять, в теплом озере нырять,
Плавала по озеру, кря-кря – …
Утка позвала утят, возвращайтесь вы назад,
Четыре утенка пришли домой, ой-ой-…

Если вы будете делать паузы в песенках и сказках регулярно, это послужит отличным трамплином, который подтолкнет ребенка к активной речи.

Не спешите предугадывать все желания ребенка. Для того чтобы попросить у вас что-нибудь, малышу надо как минимум этого захотеть. Если любое желание карапуза заранее предугадано — у него просто нет почвы для «разговора» с вами.

Как имущество будет делиться между наследниками?

Иногда по завещанию наследуется только часть имущества. Тогда наследнику по завещанию передается оставленное ему имущество, а остальное делится между всеми наследниками по закону. Например, у покойного были квартира, дача и автомобиль. Наследниками по закону являются жена, сын и родители. Наследодатель в завещании указал, что после его смерти квартира должна достаться ребенку, а про остальное имущество не упомянул. В этом случае наследство будет делиться так: квартира отойдет сыну, дача и автомобиль будут поделены между всеми наследниками поровну.

Если делить нечего, наследники по закону не получают ничего. Используем тот же пример, только на этот раз предположим, что дача и автомобиль были проданы при жизни наследодателя. Сын получит квартиру, а остальные наследники ничего не получат.

Какое значение имеет слово «нельзя»

В возрасте 6–8 месяцев малыш слышит своё первое «нельзя». Родители уже не могут контролировать все действия ребёнка, который научился ползать и активно исследовать обстановку. Поэтому они вынуждены говорить «нет». Однако запрещать стоит только в случае, когда действие угрожает его безопасности или безопасности окружающих. После трёх лет, когда малыш уже понимает разницу между рисованием в альбоме и на обоях, запреты можно конкретизировать.

От количества запретов зависит личность ребёнка в будущем. Безусловно, ограничения должны присутствовать в жизни ребёнка, но злоупотреблять ими не стоит.

Покажите пример

Бесполезно доказывать ребенку, что нельзя есть за ноутбуком или перед экраном телевизора, если вы сами регулярно этим «грешите». Нельзя привить любовь к чтению, если вы сами берете книгу пару раз в год, а любовь к подвижным играм на свежем воздухе — если вы предпочитаете проводить время за компьютером. Бесполезно родителю-геймеру говорить малышу о вреде компьютерных игр.

Воспитывает, прежде всего, среда, поведение людей, постоянно окружающих ребенка. И, если поведение взрослых противоречит нормам, которые Вы пытаетесь донести до отпрыска — эффект будет нулевым, а долгие нравоучения вызовут у Вашего чада лишь раздражение.

Как правильно отказывать ребёнку

Давайте рассмотрим ситуации и возможные способы реагирования в них.

Всегда можно вначале «присоединиться» к ребёнку, его эмоциям и желанию, чтобы он почувствовал, что вы на его стороне, а затем уже мягко переключить его или дать объяснение, почему сейчас не получится выполнить просьбу.

— Мама, я хочу пойти гулять на эту площадку.

— Да, там здорово, столько интересного! Давай сначала пообедаем, возьмём с собой велосипед или пару игрушек, а затем придём на эту площадку.

— Папа, купи мне этого робота!

— Да, я понимаю, тебе очень хочется именно эту модель, у неё гораздо больше функций, но в этом месяце у нас уже много больших покупок. Давай дома с мамой обсудим возможность покупки робота в следующем месяце?

Попробуйте любой ответ начинать с позитивных слов: да, конечно, ты прав, я понимаю.

— Я хочу в гости к Максиму.

— Да, конечно, отличная мысль! Давай пообедаем, приведём кухню в порядок и позвоним маме Максима, узнаем про их планы.

Ещё один способ, который особенно полезен, когда речь идёт о малышах, — отвлечь, переключить на что-то другое, «безопасное».

— Мама, хочу вот эту куклу.

— Да, очень милая. Мне кажется, она похожа на твою любимую куклу Марту. Кстати, давно мы не делали ей новых причёсок, давай, когда придём домой, поиграем в парикмахерскую.

Если дело происходит в магазине, попробуйте переключить ребёнка на более дешёвый вариант: «Да, кукла замечательная, а вот, посмотри, какие цветные мелки, как ты давно хотела!» Но не злоупотребляйте этим вариантом, иначе ребёнок решит, что каждый поход в магазин означает покупку чего-либо.

Детям постарше предлагают приемлемые альтернативы, которые устроят всех: «Мы не можем сейчас пойти играть на площадку, но мы можем пойти туда вечером и пригласить с собой Машу, вы давно не виделись».

Если вам нужно отказать ребёнку в покупке игрушки, переводите ситуацию в шутку, игру или даже доведите её до абсурда.

— Мама, купи мне эту куклу!

— Да, если бы у меня был большо-о-ой мешок денег, я бы купила тебе все куклы в этом магазине или, может быть, даже во всём мире. Пришлось бы, наверное, специально построить для них отдельный дом, представляешь? А что бы ты сделала, если бы у тебя был мешок денег?

Ваше требование или отказ — не ваш каприз, а сложившиеся обстоятельства. Можно выразить сочувствие ребёнку, но поделать ничего нельзя. Хорошо, если получится заручиться его участием и поддержкой и доверить ему немного ответственности.

— Я понимаю, что тебе очень понравилась эта игрушка, но я не могу купить её сейчас, у меня с собой деньги только на продукты. Давай ты поможешь найти мне всё необходимое по списку. А дома обсудим, что ты хочешь купить, зачем и когда у нас получится это сделать.

Берите паузу, время на размышление.

— Я хочу пригласить Матвея в гости!

— Хорошо, я тебя услышала, мне нужно подумать и обсудить с папой наши планы. Давай вернёмся к этому вопросу после ужина.

Важно не действовать в порыве эмоций, уточнять у ребёнка детали, потому что зачастую это позволяет избежать конфликта. Например, в ситуации с гостями, прежде чем говорить «нет, на сегодня у нас другие планы», можно поинтересоваться у ребёнка, когда именно он хотел пригласить друга: возможно, изначально речь шла о выходных, и это удобный для всех день. То же самое касается времени:

То же самое касается времени:

«Я хочу ещё поиграть (посмотреть мультфильмы)».

Вместо «Нет, ты уже давно играешь (смотришь)» спросите: «Сколько времени тебе ещё нужно?»

Частый ответ в этих случаях: «Пять минут». И ребёнок чаще всего удовлетворяется этим временем, а вы сохраняете спокойствие и добрые отношения.

Обозначьте место и время, где и когда можно что-то делать.

Если вы хотите, чтобы дети перестали бегать, кричать:

«Давайте договоримся: если хотите побегать и покричать, вы делаете это на улице или в своей комнате, столько, сколько хотите (можно ограничить — 10 минут), но дома вы ходите и разговариваете спокойно».

Важно игнорировать провокации и истерики, если вдруг они возникли при попытке отказать ребёнку. Необходимо спокойно стоять на своём, как бы ни пытался ребёнок добиться своего. Если это маленький ребёнок, можно просто взять его на руки и унести из магазина или с площадки

Как правило, в отсутствии публики истерика быстро стихает. Так что здесь самое сложное сдержать себя и не поддаться эмоциям

Если это маленький ребёнок, можно просто взять его на руки и унести из магазина или с площадки. Как правило, в отсутствии публики истерика быстро стихает. Так что здесь самое сложное сдержать себя и не поддаться эмоциям.

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Как работать с негативной реакцией на запрет

Существует несколько видов детских реакций на запреты:

Плач, злость, протест. Эта реакция естественна для ребёнка, который не получил то, что хотел. Родителям
необходимо
выдерживать такие реакции и правильно реагировать на них. К примеру, можно сказать ребёнку: «Я понимаю, что ты
огорчён из-за того, что…» Обозначение и принятие чувств ребёнка поможет ему легче перенести запрет.

Манипуляция. С помощью неё ребёнок пытается добиться желаемого обходными путями, уговорами или шантажом.
Поддаваться
на провокации не стоит, иначе эта модель поведения закрепится у ребёнка как успешная.

Какой бы ни была реакция малыша на запрет, нельзя оставлять его со своими переживаниями наедине, если он сам
этого
не хочет

Маленького ребёнка следует отвлечь, переведя его внимание на что-то другое. С детьми постарше можно и
нужно договариваться: сначала объяснить ребёнку причину запрета и затем, если возможно, предложить альтернативу.

Несколько приёмов правильного диалога

Если кажется, что взрослые тебя совсем не понимают, попробуй иначе вести диалог. Существует несколько способов, как правильно разговаривать с родителями:

  • «Скажи без не». Психологи считают, что наше сознание не воспринимает частицу «не». Поэтому формулируй свои мысли без использования отрицания, например, не «я не хочу сейчас разговаривать», а «давайте поговорим вечером». 
  • «Я-сообщение». Если чувствуешь сильные эмоции, то предотвратить конфликт поможет прямое выражение чувств. «Я чувствую злость, когда ты так говоришь, потому что…» или «Я чувствую опустошение, когда ты не принимаешь всерьёз мои чувства». Сделай постоянной привычкой говорить о своих эмоциях: и позитивных, и негативных. Это поможет родителям понять, что ты переживаешь внутри.
  • «Хочу или должен». Часто родители используют слово «должен», и тебя это может задевать. Почему ты всё время кому-то что-то должен? Проанализируй каждое такое высказывание и попробуй понять, какая мысль за ним стоит. Ты должен учиться хорошо. А почему? Чтобы развиваться, получить хорошую базу знаний, получить профессию и хорошо устроиться в жизни. То есть родитель просто заботится о твоём будущем. 

Эти правила помогут тебе найти общий язык и постепенно научиться нормально общаться с родителями.

Не бояться говорить «нет»?

Мы с детства учим детей не обижать других. Поэтому нет ничего удивительного в том, что они начинают думать, что сказать «нет!» — это плохо. Возникает противоречие между тем, чего они хотят, и тем, что делают. Даже когда ребенку что-то не нравится, он все равно на это соглашается, только чтобы не обидеть другого.

Говоря «да», мы испытываем мгновенное облегчение, считая, что бережем чувства близкого человека.

Через какое-то время наше «да» начинает обходиться дороже, потому что приходится делать много вещей, которых делать не хочется. А значит, расчет был неверный.

Как помочь?

Подростку очень важно научиться говорить «нет», это умение пригодится ему в жизни (в том числе в профессиональной). Например, если ребенок не решается заявить, что он категорически недоволен или совершенно не согласен с чем-то, он может сказать, что придерживается другого мнения

Например, так: «Я бы предпочла, чтобы мы сделали вот это, а не это, потому что…»

Например, если ребенок не решается заявить, что он категорически недоволен или совершенно не согласен с чем-то, он может сказать, что придерживается другого мнения. Например, так: «Я бы предпочла, чтобы мы сделали вот это, а не это, потому что…».

Попросить время на раздумье — еще один хороший способ не отвечать сразу и показать, что ответ «нет» возможен (а значит, надо быть к нему готовым!).

Как научить ребенка говорить «нет» – учим детей важному искусству отказывать правильно

Как грамотно отказывать своему чаду, мы обсудили выше. Но задача родителей не только научиться говорить «нет», но и научить этому ребенка. Ведь и ему приходится сталкиваться с ситуациями, когда эта наука может пригодиться. Как же научить кроху говорить «нет»?

Если малыш вам в чем-то отказывает, не отнимайте у него права на его отказ. Он тоже может сказать вам «нельзя».
Научите ребенка отличать случаи, когда его используют в корыстных целях от ситуаций, когда людям действительно нужна помощь, или же существует необходимость сделать так, как просят. Если учитель просит выйти к доске – «нет» будет неуместным. Если кто-то просит у ребенка ручку (свою забыл дома) – нужно выручить товарища. А если этот кто-то регулярно начинает просить то ручку, то карандаш, то денег на завтраки, то игрушку на пару дней – это уже потребительство, которое нужно культурно, но уверенно пресекать

То есть, учите малыша отличать важное от несущественного.
Учите взвешивать «за» и «против». Чем (хорошим и плохим) может обернуться поступок ребенка, если он согласится на чужую просьбу.
Учите ребенка отшучиваться, если он не умеет и боится отказываться напрямую. Если отказать со страхом в глазах, можно вызвать тем самым презрение и насмешки товарищей, а при отказе с юмором ребенок всегда – король положения.
Любой ответ ребенка будет выглядеть авторитетным, если малыш не прячет глаз и уверенно держится

Язык тела – очень важная составляющая. Покажите ребенку, как именно ведут себя и жестикулируют уверенные в себе люди.

Если отказать со страхом в глазах, можно вызвать тем самым презрение и насмешки товарищей, а при отказе с юмором ребенок всегда – король положения.
Любой ответ ребенка будет выглядеть авторитетным, если малыш не прячет глаз и уверенно держится. Язык тела – очень важная составляющая. Покажите ребенку, как именно ведут себя и жестикулируют уверенные в себе люди.

Немного хитростей в помощь для детишек постарше.

Как можно отказать, если ребенок не хочет делать этого напрямую:

  • Ой, я в пятницу не могу – нас пригласили в гости.
  • Я бы с радостью дал тебе приставку на вечер, но я ее уже одолжил другу.
  • Просто не могу. Даже не спрашивай (с загадочно-грустным видом).
  • Даже не проси. Я бы рад, но родители меня снова под замок посадят и объявят семейный бойкот. Мне хватило еще в тот раз.
  • Ничего себе! А я как раз тебя хотел попросить о том же!

Конечно, говорить прямо – это честнее и полезнее. Но иногда лучше применить одну из вышеописанных отговорок, чтобы не обидеть товарища своим отказом. И помните, родители, что здоровый эгоизм еще никому не вредил (именно здоровый!) – о себе тоже нужно думать. Если ребенку откровенно «сели на шею», он не будет черствым, если скажет категорическое «нет». Ведь помощь должна быть исключительно бескорыстной. И если друг однажды ему помог, это не значит, что теперь он имеет право распоряжаться силами и временем вашего ребенка, как своими собственными.

Как правильно отказывать ребёнку

Давайте рассмотрим ситуации и возможные способы реагирования в них.

Всегда можно вначале «присоединиться» к ребёнку, его эмоциям и желанию, чтобы он почувствовал, что вы на его стороне, а затем уже мягко переключить его или дать объяснение, почему сейчас не получится выполнить просьбу.

— Мама, я хочу пойти гулять на эту площадку.

— Да, там здорово, столько интересного! Давай сначала пообедаем, возьмём с собой велосипед или пару игрушек, а затем придём на эту площадку.

— Папа, купи мне этого робота!

— Да, я понимаю, тебе очень хочется именно эту модель, у неё гораздо больше функций, но в этом месяце у нас уже много больших покупок. Давай дома с мамой обсудим возможность покупки робота в следующем месяце?

Попробуйте любой ответ начинать с позитивных слов: да, конечно, ты прав, я понимаю.

— Я хочу в гости к Максиму.

— Да, конечно, отличная мысль! Давай пообедаем, приведём кухню в порядок и позвоним маме Максима, узнаем про их планы.

Ещё один способ, который особенно полезен, когда речь идёт о малышах, — отвлечь, переключить на что-то другое, «безопасное».

— Мама, хочу вот эту куклу.

— Да, очень милая. Мне кажется, она похожа на твою любимую куклу Марту. Кстати, давно мы не делали ей новых причёсок, давай, когда придём домой, поиграем в парикмахерскую.

Если дело происходит в магазине, попробуйте переключить ребёнка на более дешёвый вариант: «Да, кукла замечательная, а вот, посмотри, какие цветные мелки, как ты давно хотела!» Но не злоупотребляйте этим вариантом, иначе ребёнок решит, что каждый поход в магазин означает покупку чего-либо.

Детям постарше предлагают приемлемые альтернативы, которые устроят всех: «Мы не можем сейчас пойти играть на площадку, но мы можем пойти туда вечером и пригласить с собой Машу, вы давно не виделись».

Переводите ситуацию в шутку, игру или даже доведите её до абсурда.

— Мама, купи мне эту куклу!

— Да, если бы у меня был большо-о-ой мешок денег, я бы купила тебе все куклы в этом магазине или, может быть, даже во всём мире. Пришлось бы, наверное, специально построить для них отдельный дом, представляешь? А что бы ты сделала, если бы у тебя был мешок денег?

Ваше требование или отказ не ваш каприз, а сложившиеся обстоятельства. Можно выразить сочувствие ребёнку, но поделать ничего нельзя. Хорошо, если получится заручиться его участием и поддержкой и доверить ему немного ответственности.

— Я понимаю, что тебе очень понравилась эта игрушка, но я не могу купить её сейчас, у меня с собой деньги только на продукты. Давай ты поможешь найти мне всё необходимое по списку. А дома обсудим, что ты хочешь купить, зачем и когда у нас получится это сделать.

Берите паузу, время на размышление.

— Я хочу пригласить Матвея в гости!

— Хорошо, я тебя услышала, мне нужно подумать и обсудить с папой наши планы. Давай вернёмся к этому вопросу после ужина.

Важно не действовать в порыве эмоций, уточнять у ребёнка детали, потому что зачастую это позволяет избежать конфликта. Например, в ситуации с гостями, прежде чем говорить «нет, на сегодня у нас другие планы», можно поинтересоваться у ребёнка, когда именно он хотел пригласить друга: возможно, изначально речь шла о выходных, и это удобный для всех день

То же самое касается времени:

То же самое касается времени:

«Я хочу ещё поиграть (посмотреть мультфильмы)».

Вместо «Нет, ты уже давно играешь (смотришь)» спросите: «Сколько времени тебе ещё нужно?»

Частый ответ в этих случаях: «Пять минут». И ребёнок чаще всего удовлетворяется этим временем, а вы сохраняете спокойствие и добрые отношения.

Обозначьте место и время, где и когда можно что-то делать.

Если вы хотите, чтобы дети перестали бегать, кричать:

«Давайте договоримся: если хотите побегать и покричать, вы делаете это на улице или в своей комнате, столько, сколько хотите (можно ограничить — 10 минут), но дома вы ходите и разговариваете спокойно».

Важно игнорировать провокации и истерики, если вдруг они возникли в ответ на ваш отказ. Необходимо спокойно стоять на своём, как бы ни пытался ребёнок добиться своего

Если это маленький ребёнок, можно просто взять его на руки и унести из магазина или с площадки

Как правило, в отсутствии публики истерика быстро стихает. Так что здесь самое сложное сдержать себя и не поддаться эмоциям

Если это маленький ребёнок, можно просто взять его на руки и унести из магазина или с площадки. Как правило, в отсутствии публики истерика быстро стихает. Так что здесь самое сложное сдержать себя и не поддаться эмоциям.

С чем сталкиваетесь вы? Напишите о ситуациях, в которых вам приходится или приходилось говорить «нет» и мы попробуем найти альтернативный способ отказать ребёнку.

Возможно, вам будет интересен наш мини-курс Как устанавливать правила ребёнку. В нём мы рассказываем о выстраивании границ на примерах из жизни.

Эмоциональная и познавательная стороны развития

В возрасте пяти лет продолжает устойчиво развиваться и созревать эмоциональная сфера. Вы можете заметить, что чувства малыша становятся более глубокими. Если прежде он испытывал скорее просто радость от общения, то теперь это выражается в более сложной форме: симпатии и привязанности. А отсюда берут свои корни такие нравственные понятия, как дружба, чуткость, доброта, а со временем и чувство долга.

Ребенок также проявляет способности к размышлению. При этом он может не всегда приходить к правильным выводам.

Эмоциональное развитие детей 5-ти лет

В целом на протяжении этого периода у детей активно развивается познавательная сфера. Способен ребенок и накапливать знания о тех объектах окружающего мира, которых никогда не видел воочию. Например, об определенных животных, странах, автомобилях и т.д. Эти знания формируют у него конкретное отношение к миру (любовь к домашним питомцам, страх диких животных и т.д.). Этим багажом знаний и впечатлений малыш стремится поделиться со сверстниками.

Возраст почемучек – 5-6 лет

Как узнать, что хочет ребёнок

Интересы малышей родителям более или менее очевидны. Свои желания ребенок проговаривает вслух, рисует. Нужно только понять, какая игрушка занимает его мысли сильнее всего. Родители устраивают сюрпризы с привлечением «волшебных сил», дети бесконечно этому рады — все довольны. 

С возрастом у ребят появляются мечты и ценности, о которых мама и папа могут не подозревать. Сюрпризы с треском проваливаются, угадать не выходит. На лице подростка — недоумение, разочарование и даже обида. Праздники безнадежно испорчены. 

Поэтому в отношении детей постарше следует полагаться не на интуицию, а на откровенную беседу. Составить список того, что ребенок хочет получить, и выяснить, почему. Это искренняя мечта или сиюминутная прихоть, ведь «у всех одноклассников уже есть» последний айфон или модные кроссовки?

Если нет финансовых и принципиальных несовпадений, выполнить его желание — жест уважения и признания взрослости. Особенно если речь про нечто «статусное» в среде ровесников. 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий