Что должен уметь ребенок в 5 месяцев, какие навыки развития, вес и рост

Рекомендации доктора Комаровского

Педиатр, Евгений Олегович Комаровский, считает, что мальчики и девочки пятимесячного возраста обязательно должны уметь переворачиваться, гулить, эмоционально реагировать на окружающий мир, пытаться выхватить игрушку из рук мамы или папы. Апатичность, пассивность могут быть признаком наличия патологического состояния.

Для нормального и активного развития ребенка Комаровский рекомендует следующее:

включать крохе хорошую музыку. Желательно знакомить малыша с классическими произведениями. Это благотворно влияет на слух, психическое и психоэмоциональное состояние;
постоянно поддерживать контакт с малышом. Общаться с ним, читать ему книги, петь детские песни;
повышать физическую активность путем проведения комплекса упражнений, занятий на фитболе. Очень полезно плавание в бассейне. Стоит почаще организовывать водные процедуры дома. При совершении активных движений в воде укрепляется мускулатура всего тела;
покупать для ребенка развивающие игрушки. Пойдут на пользу малышу неваляшки, пирамидки, мобили, погремушки, мячи, музыкальные карусели, машинки, куклы, резиновые фигурки зверей;

укреплять иммунную систему. Для этого врач советует закаливание прохладной водой, солнечные и воздушные ванны;
общаясь с крохой, четко и правильно выговаривать слова. Не рекомендуется кривлять речь ребенка;

составить график дня и четко его придерживаться;
следить за тем, чтобы малыш не переутомлялся;
чаще выкладывать грудничка на живот. Так изменяется угол обзора окружающей обстановки. Укрепляются мышцы шеи, конечностей. Это подготавливает кроху к ползанию;
подходить к ребенку, будучи в хорошем расположении духа. Грубое и строгое общение, плохое настроение негативно отражается на психоэмоциональном состоянии малыша;
организовать для крохи уголок для игр. Поверхность должна быть ровной, безопасной

Важно беречь малыша от сквозняков, холода;
присаживать детей в этом возрасте известный педиатр не советует (особенно если кроха сам не предпринимает никаких попыток это сделать). По мнению доктора, малыш сам сядет, когда его мышечный корсет спины будет готов к такой нагрузке.

Комаровский не рекомендует торопиться с переводом грудничка на взрослую пищу. По мнению врача, лучшей едой для детей до полугода является материнское молоко.

Физиологические особенности малышей в пять месяцев

К пяти месяцам у ребенка увеличивается мышечная масса. Вес становится больше примерно на 650-700 грамм. В длину кроха вырастает на 2 см.

Нормы веса и роста, окружностей головы и грудной клетки для детей 5 месяцев, разработанные ВОЗ, приведены ниже в таблице.

Параметр оценки физического развитияДанные для мальчиковНормы для девочек
Рост в сантиметрах63,8-68,061,8-66,2
Вес в граммах6700-83006100-7800
Окружность головы в см41,4-43,840,2-42,7
Окружность грудной клетки в см41,1-45,041,7-43,5

В таблице ВОЗ указаны среднестатистические данные. Но нужно понимать, что все дети индивидуальны в своем развитии. Незначительные отклонения от установленного норматива не являются признаком патологического состояния.

Необходима консультация педиатра, если рост меньше 57 или больше 70 см. Если вес превышает 9300 г или наблюдается сильный недобор массы тела (меньше 4800 г), тогда тоже нужно показать ребенка специалисту.

На параметры веса и роста ребенка влияют следующие факторы:

  • генетика;
  • режим, особенности питания;
  • степень активности;
  • срок появления на свет (недоношенные дети отстают в развитии);
  • гендерная принадлежность.

Костная система малыша становится более пропорциональной, упругой. У ребенка хорошо развиты тактильные ощущения.

Глазные мышцы в 5-месячном возрасте уже достаточно хорошо сформированы. Кроха подолгу рассматривает яркие предметы, может следить за перемещающимися объектами. Также у ребенка неплохо развит слух. Грудничок различает голоса, пытается находить источник звука.

Дети в 5 месяцев становятся более активными: продолжительность их бодрствования увеличивается. Спят младенцы около 15 часов: 2-3 раза днем по 2 часа и 10 часов ночью. В темное время суток еще приходится вставать для промежуточного кормления ребенка.

Но, если начать приучать кроху к режиму, тогда уже к концу 5 месяца маме можно будет не просыпаться среди ночи для прикладывания крохи к груди. Малышам требуется шестиразовое питание.

Грудное молоко либо адаптированную смесь им дают каждые 3,5 часа. Пищеварительная система в 5 месяцев уже привыкла к получению новой еде. Колики детей практически не беспокоят.

Искусственников с 4-5-месячного возраста уже начинают прикармливать взрослой пищей. Стул малышей становится более редким, но регулярным: опорожнение кишечника происходит 1-2 раза в сутки.

У многих детей в 5 месяцев усиливается слюноотделение. Это вполне нормальное явление. Таким образом организм ребенка готовится к прорезыванию зубов. Малыша могут беспокоить зуд, воспаление десен.

Физиологические особенности грудничка 5 месячного грудничка

В среднем вес мальчика на 5 месяце колеблется от 7,0 кг. до 7,3 кг., а рост от 62 до 65 см.

Вес девочек – от 6 кг. до 6,6 кг., рост колеблется от 60 см – 64 см.

Темпы роста и прибавления веса в 5 месяцев несколько замедляются,если сравнивать с показателями этих параметров у малышей до 4 месяцев. За пятый месяц малыш вырастает примерно на 2 сантиметра, и прибавляет в весе около 650-700 грамм.

Зрение. Развитие глазных мышц на этом этапе подходит к своему завершению. Малыш с удовольствием и подолгу рассматривает яркие предметы, следит за перемещающимися объектами и сосредотачивает свой взгляд на них. Ребенок хорошо узнает своих близких и радостно реагирует на них улыбкой или движениями ногами. А вот появление незнакомцев в доме может вызвать у малыша слезы.

Слух. По поводу того, что должен уметь ребенок в 5 месяцев в точки зрения развития органов слуха, то здесь следует сказать, что каждый кроха уже умеет различать голоса: свою маму он точно сможет узнать из десяти других людей. В этом возрасте можно проверить, хорошо ли слышит малыш. Для этого достаточно отойти на расстояние 5-6 метров и похлопать в ладоши. В норме ребенок должен повернуть голову на звук. Кроме зрения и слуха у малыша в этом возрасте хорошо развивается осязание. Например, легкие поглаживания мамиными руками успокаивают ребенка, а массажные движения, наоборот, бодрят.

Мышечный тонус младенца в 5 месяцев значительно укрепляется, а костная система становится более упругой и пропорциональной. В этом возрасте у крохи хорошо развитые тактильные ощущения.

Это можно заметить по его поведению. Например, когда он берет игрушку в ручку, то сначала ее рассматривает, а затем кладет в свой маленький ротик. Так он получает информацию о незнакомом предмете.

В 5-ти месячном возрасте пищеварительная система уже немного адаптировалась к получению новой пищи и кишечные колики практически не беспокоят. Стул у детей, которые начали получать прикорм, пришел в норму, частота испражнений не превышает 1-2 раз в сутки. Запах и консистенция каловых испражнений у ребенка зависят от способа кормления – грудное вскармливание или искусственная смесь.

Развитие речи. В этом возрасте ребенок начинает осваивать новые звуки. Он то и дело поет «а-а-а», «и-и-и», что способствует развитию его речевого дыхания. При этом малыш воспроизводит движения и ручками, и ножками. Со стороны может показаться, что он не только поет, но и пританцовывает, лежа на спине. Относительно того, что должен уметь ребенок в 5 месяцев говорить, стоит отметить, что основное развитие речевых навыков происходит в период с 5 до 6 месяцев. В это время малыш может произнести свои первые слоги, такие как «ма», «па», «ба».

У ребёнка 5 месяцев уже начинают прорезываться первые молочные зубки, поэтому появляются обильные выделения из ротовой полости. У некоторых детей эти симптомы могут продолжаться до 8-9 месяцев.

Из-за усиления работы слюнных желез у крохи набухают десна, и поднимается температура. При этом обильное слюноотделение, по мнению детских педиатров, является нормой физиологического развития младенца.

Особенности поведения

Развивать 5-месячного ребенка становится интереснее, чем раньше. Он с большим удовольствием общается и с мамой, и с другими родственниками. Хотя к чужим людям относится с недоверием.

Слух тоже развивается. Теперь ребенок способен реагировать на звук телефона или включение телевизора. Голоса близких людей малыш должен хорошо различать.

Следует называть ребенка по имени. Пусть он привыкнет к своему имени. Понемногу кроха поймет, что мама обращается к нему по имени и станет откликаться. Даже если хочется назвать свое сокровище сладким зайчиком, лучше отдать предпочтение имени.

Специалисты, изучающие влияние имени на человека, рекомендуют с детства обращаться к грудничкам, используя полное имя. Например, Мария или Степан. Но здесь каждая мамочка решает для себя, стоит ли использовать уменьшительно-ласкательные варианты имени.

С 5-месячного возраста желательно приобрести для ребенка манеж. Ему необходимо двигаться, переворачиваться, делать первые попытки садиться или ползать. На ковре в комнате для него таится ряд опасностей. А вот манеж – место удобное и безопасное.

Над манежем натяните веревку и повесьте на нее несколько игрушек. Малыш проявит к ним интерес и попробует дотянуться.

Родителям следует знать, что высаживать грудничка в 5 месяцев слишком рано. Мышцы спины не окрепли. Высаживание ребенка даже на мягкие подушки может быть вредным для позвоночника.

Любимая игра деток в этом возрасте называется «Ку-ку». Младенец лежит в кроватке. Мама стоит рядом с кроваткой. Она закрывает себя простыней или большим полотенцем. При этом младенец ее не видит. Затем мама выглядывает из-за простыни и произносит слово «ку-ку». Кроха радостно взвизгивает и улыбается. Мама прячется, потом выглядывает с другой стороны. Игра длится около 5 минут.

Таким образом, для 5-месячного грудничка очень важно проявлять активность в полной мере. Растут не только его потребности, но и рост и вес

Чтобы развивать его координацию движений и укреплять мышцы, необходимо играть в игры и позволять ему резвиться в манеже. Ребенок в этом возрасте все еще боится оставаться один, поэтому должен находиться рядом с мамой.

Питание

Основная пища малыша в 5 месяцев – мамино молоко или искусственная смесь. В день он съедает около 1 литра. Общепринятые графики рекомендуют пятиразовое кормление с промежутками в 4 часа. Допустимо приложить младенца к груди ночью, если он проголодался.

Вводить прикорм обычно начинают с 6 месяцев. Однако дети на искусственном питании знакомятся с ним в возрасте 4,5 месяца. Рекомендован он и в тех случаях, когда у мамы мало молока. Первыми вводятся фруктовые соки, пюре из яблок, груши. Овощные пюре можно готовить из кабачков, брокколи, цветной капусты, тыквы, морковки, картофеля, используя что-то одно. Чуть позже добавляются творог и первые кашки (рисовая, овсяная, кукурузная, гречневая).

Новые продукты вводятся поочередно. Нельзя знакомить малыша со следующим прикормом, пока его желудок не адаптировался к предыдущему. Первоначально малыш получает 1/2 ч. ложки незнакомого продукта, и за 7-10 дней его количество увеличивается до необходимых норм. Для соков, фруктовых пюре и творога это 50 г. Для каши и овощного пюре – 80-150 г.

Родителям нужно внимательно следить за реакцией младенца на новый продукт. При появлении сыпи или жидкого стула его убирают из детского рациона.

Частые проблемы

  1. Падения. В связи с возросшей подвижностью оставлять пятимесячного ребенка нельзя ни на минуту. В любой момент кроха может сделать переворот и оказаться на полу. Если это все же произошло, успокойте малютку и наблюдайте за поведением малыша. При любых настораживающих симптомах немедленно обратитесь за медицинской помощью.
  2. Капризное поведение вследствие начала прорезывания зубов. У многих 5-месячных малышей начинается процесс появления первых зубиков, доставляющий им немалый дискомфорт. Предлагайте малютке погрызть специальные прорезыватели, а также можете воспользоваться гелями с обезболивающим и охлаждающим эффектом.
  3. Проблемы со стулом после начала введения прикорма. У многих малышей первые пробы прикорма становятся причиной изменений стула – как разжижения, так и уплотнения. Чаще всего у крох, попробовавших прикорм, возникает , особенно, если новые блюда ввели в детский рацион слишком рано. К появлению запоров нередко приводит раннее знакомство с белковыми и молочными продуктами прикорма, а также недостаточное поступление жидкости. При появлении запоров продукты прикорма исключают из детского меню и следят за изменениями стула. Возвращение блюд, спровоцировавших запор, проводят очень медленно и маленькими порциями, а если стул снова уплотняется, их введение в меню крохи откладывают на несколько месяцев. Подробнее об этом читайте в статье про .
  4. Недостаточная прибавка массы тела. Малютка на грудном вскармливании должен прибавлять минимум 500 грамм в месяц. Если вес крохи по сравнению с показателями в 4 месяца изменился меньше, чем на 0,5 кг, это может послужить поводом для докорма или начала введения прикорма.
  5. Наличие гипертонуса или рефлексов новорожденных. В 5-месячном возрасте подобные признаки указывают на неврологическую патологию и требуют осмотра и консультации невролога.

Вредные советы

«Мама не должна быть с ребенком постоянно, вырастет «маминым сынком» или «избалованной», «они без нее легко обойдутся!». Если кто-то скажет вам подобную фразу, можете его стукнуть.

Мы уже много писали об этом, но повторимся еще раз: ребенку на протяжении первого года жизни мама нужна, как воздух. Безусловно, вы можете периодически отлучаться по своим делам или в ситуаци, когда однообразное пребывание в «четырех стенах» наедине с ребенком становится действительно трудным. Но, чем больше времени вы проводите с ребенком, тем лучше для него. Это ваш вклад в его успешное, гармоничное будущее.

Дети, которые были лишены нежной близости с матерью первые 9 месяцев жизни гораздо чаще вырастают «недолюбленными» и закомплексованными.

Чему нужно учить

В этом возрасте нужно учить свое чадо обращаться с теми предметами, которые попадают в его поле зрения. Игрушки, его собственные вещи, какие-то приспособления. Пригодятся любые развивающие игрушки.

Мне было интересно поделиться с ребенком тактильными ощущениями, и  давала в ручки все, что казалось мне интересным. Различные материи, погружала его ручки в крупы и бусинки, предлагала разнообразные игрушки с жесткими наполнителями.

Очень важно показывать возможности предметов. Например, мяч можно не только бросить, но и покатать его, а зайцем весело не только стучать об пол, но еще и уложить его спать или дать бутылочку — совсем как ребенку. Показывайте, как составлять кубики один на другой, нанизывать кольца на основание пирамидки, как именно гремят погремушки и пищат машинки

Показывайте, как составлять кубики один на другой, нанизывать кольца на основание пирамидки, как именно гремят погремушки и пищат машинки

Да, скорее всего, ребенок вряд ли заострит на этом внимание, но спустя какое-то время просто повторит ваши действия

В жизни малыша также должны появляться спортивные занятия. Это не только гимнастика и массаж. Хотя, конечно, делать массаж нужно — 5-месячный ребенок будет развиваться еще лучше.

Но если вы хотите, чтоб ребенок хорошо набирал рост и укреплял суставы, то в его жизни должны быть водные процедуры. Учите его плавать. Делать это лучше в бассейне или в собственной ванне. Обязательно корректируйте питание в дни занятий — ребенок больше двигается, а значит, нужно немного больше есть.

Игрушки для малыша 5 месяцев

По мнению педиатров, пятимесячному малышу необходимы прорезыватели разных форм и размеров, сделанные на основе резины или силикона (так как в этом возрасте уже активно начинают пробиваться зубки), мячи, а также комбинированные игрушки, на основу которых нанизаны небольшие шарики, предметы.

Игрушки должны быть яркими и безопасными

Материалы игрушек могут иметь разную текстуру: гладкую, шершавую, мягкую и твёрдую. Лучше, если игрушки будут издавать различные звуки, малыши в этом возрасте любят всё громкое и необычное. Ребёнок уже понимает, как извлечь из погремушки звук. Игрушка должна привлекательно выглядеть. Главное — это безопасность, так как малыши будут сразу пробовать вещь «на вкус».

Чем может пригодиться развивающий коврик

Такие коврики очень популярны у родителей — они яркие, удобные, с наборами разноцветных игрушек, наполненных различными музыкальными штучками: «пищалками», «шуршалками», «звенелками» и так далее. На таком коврике удобно учить малыша ползать. Стоимость таких ковриков не самая низкая, но он может прослужить долго, хорошо подвергается стирке и мойке, а игрушки можно периодически менять на новые.

Коврики могут быть с бортиками, это важно, если малыш переворачивается с животика на спинку и обратно

Питание ребенка в 5 месяцев

Вскармливание исключительно грудное. Кормления организуются вокруг снов: малыш сосет, укладываясь спать, и во время пробуждения.

Кормления становятся прерывистыми — малыш очень часто отвлекается от груди, буквально на каждый шум или шорох, и поиск более тихого места для кормления не помогает. Это особенность возраста, которую надо принять.

Ребенок может начать проявлять активный интерес к пище взрослых : тянется к маминой тарелке или ложке, настаивает, чтобы и ему дали попробовать. Для начала знакомства с новой пищей можно дать ему лизнуть что-то из безопасных продуктов взрослого стола.

Уход за пятимесячным ребёнком

Ребёнок в 5 месяцев нуждается в том же уходе, что и раньше. После пробуждения его надо умывать, протирать ему глаза, очищать нос и уши, если они запачканы. Несколько раз в неделю крохе надо обрезать ногти специальными ножницами. Делать это лучше после купания, когда ногтевые пластины немного размягчились.

Купать ребёнка надо хотя бы через день. Но если у вас есть желание, а малютка любит этот процесс, то можно делать это чаще. Можно пользоваться различными горками, матрасами и шапочками. Если малыш сидит сам, то обзаведитесь специальным сиденьем для купания. Это сделает процесс намного веселее. Вы сможете брать с собой различные игрушки, и карапуз с удовольствием будет ими играть.

Помните, что вода должна быть такой же, как температура тела человека. А если у малыша наблюдаются проблемы со сном, то добавляйте в неё травы. Это может быть ромашка, лаванда или череда. Они успокоят карапуза, и ему будет проще заснуть. Кроме того, не забывайте про гимнастику и массаж

Это очень важно, поскольку совсем скоро кроха начнёт ходить, и ему нужны крепкие мышцы

Факторы, влияющие на отклонения от норм веса и роста уребенка

Как показывает практика, очень маленький процент детей развивается в пределах идеального графика. Вес детей в 5 месяцев будет зависеть от того, какое питание они получают, наличия аппетита и прочих индивидуальных особенностей.

Если вы на этом этапе кормите только грудным молоком, то набор веса будет немного меньше, нежели на искусственной смеси. Это связано с тем, что мамино молочко быстрее усваивается ребенком. Но нужно учитывать фактор частоты и количества кормлений. Иногда малыш «висит на груди» весь день, и набирает вес даже быстрее, чем искусственники.

Многие родители предпочитают в это время вводить дополнительный прикорм ребенку, что тоже является немаловажным фактором набора веса для малыша.

Обратите внимание на активность вашего ребенка. Один малыш может быть неугомонен целый день, и, соответственно, теряет больше энергии, поэтому вес набирается хуже, чем у менее активного малыша

Избыточные килограммы в этом возрасте все же считаются худшим вариантом, поэтому старайтесь способствовать активности крохи какими-то увлекательными игрушками, развивающими играми и музыкальным сопровождением.

Если рассмотреть картину в целом, то вес детей в 5 месяцев должен стать вдвое больше, чем при рождении. Соответственно, если малыш родился около 3 кг и в 5-6 месяцев весит 6 кг, то это считается нормальным показателем развития.

Малыш осваивает новые движения

Физическое развитие ребенка в 5 месяцев позволяет ему опробовать новые позы и новые виды активности.

В этом возрасте кроха поднимает головку и плечи из положения «лежа на спине».

Вам может показаться, что малыш пытается сесть, однако это не так. Садиться ребенок начнет позже, и будет делать это из положения «стоя на четвереньках».

Узнайте, когда ребенок начинает сидеть?>>>

В пять месяцев можно ненадолго сажать малыша, только не с прямой спиной, а под углом 45°-60°. Усаживайте его в специальное кресло с уклоном c учетом особенностей присаживания мальчиков и девочек. Опора на подушку вредна для позвоночника, так как мягкая поверхность не поддерживает спину.

  • Малыш уже уверенно поднимается на предплечья, лежа на животе. Ваш малыш осваивает новую позу: опирается на выпрямленные ручки. В этом возрасте зрение развито уже очень хорошо, и из этого положения малыш с удовольствием оглядывает всю комнату.
  • Начинается развитие навыка ползанья – в положении лежа на животе, кроха пытается подтолкнуть свое тело вперед. В пять месяцев наиболее активные детки уже ползают по-пластунски. Подробнее о том когда ребенок начинает ползать?>>>

Как вы можете помочь малышу ползать?

  1. Кладите интересные игрушки в некотором отдалении от малыша. Только если кроха не сможет добраться до них, дайте их ему сами, чтобы не расстраивался;
  2. Снимите с малыша носочки, если позволяет температура в помещении. Так он быстрее поймет, что нужно отталкиваться пальчиками;
  3. Поиграйте с малышом: когда он лежит на спине, положите свои руки ему на стопы и подведите колени к животу. Ребенок оттолкнет вас ножками. Тут нужно картинно раскинуть руки, как будто крошка толкнул очень сильно, и похвалить детку. Эта игра тренирует мышцы, нужные для ползанья.

Детки уже хорошо переворачиваются; некоторые умеют перемещаться перекатами.

Важно! Не оставляйте малыша одного на диване или кровати. Лучше пусть проводит свое бодрствование на полу: на ковре или специальном детском коврике

Так малыш не только будет в безопасности, но и быстрее научится ползать – на твердой поверхности это делать намного удобнее

Лучше пусть проводит свое бодрствование на полу: на ковре или специальном детском коврике. Так малыш не только будет в безопасности, но и быстрее научится ползать – на твердой поверхности это делать намного удобнее.

Психомоторное развитие ребенка в пять месяцев идет в тесной связке с игрой. Малыши хорошо определяют расстояние до игрушки, могут ее захватить хоть правой, хоть левой рукой, переложить из руки в руку. Полезно будет поиграть с крошкой в пальчиковые игры: «белобока-сорока», «мы делили апельсин» и т. д.

На фоне освоения новых навыков могут начаться проблемы со сном.
Ребенок может отказывать от дневного сна, плакать при засыпании или засыпать очень долго.
Ночной сон тоже может стать более чутким и тревожным. Ребенок может хныкать, беспокоиться, вертеться и не уходить в глубокий сон.
Это – возрастные нарушения сна, вызванные новыми навыками.

Чтобы помочь малышу крепко и сладко спать, посмотрите интернет-курс “Как научить ребенка засыпать и спать без груди, ночных пробуждений и укачиваний” >>>

Как помочь ребенку развиваться

В этом периоде занятия с ребенком непременно должны быть сконцентрированы на развитии опорно-двигательного аппарата

Особенное внимание нужно уделять упражнениям для мышц спины, так как малышу необходимо научиться сидеть, а также закреплению навыка переворота со спины на животик и обратно. Необходимо проводить ежедневные 20 – 30 минутные занятия гимнастикой в сочетании с массажем. Все упражнения рекомендуется сопровождать счетом, так у ребенка формируется чувство ритма

Можно включить ритмичную музыку

Все упражнения рекомендуется сопровождать счетом, так у ребенка формируется чувство ритма. Можно включить ритмичную музыку.

Упражнение на приседание с прогибом позвоночника (делать 1 раз в день):

  • Ребенок лежит на спинке. Вложите в ладошки малышу большие пальцы своих рук, пусть он их сожмет. Остальными пальцами обхватите ребенка за запястья;
  • Разведите руки ребенка чуть в стороны и подтяните его к себе, пока малыш не сядет;
  • Затем поднимите руки малыша вверх и зафиксируйте их там одной рукой;
  • Пальцами свободной руки проведите вдоль позвоночника крохи снизу вверх. Ребенок при этом рефлекторно разогнет спинку;
  • После этого, аккуратно поддерживая головку, положите малыша в исходное положение.

«Подползание»: лежа на животике, малыши уже стремятся дотянуться до лежащей рядом игрушки. Ползанием это еще не назвать, но можно считать первым шажком к тому, чтобы ползать. Раскладывайте рядом с крохой игрушки на расстоянии чуть большим, чем вытянутая рука ребенка. Ладонью создайте опору для его ножек. Пусть малыш пытается подползать и хватать предметы. Это будет хорошей гимнастикой для всех групп мышц малыша.

Массаж для ребенка в 5 месяцев должен несколько усложниться. Кроме растирания, поглаживания, вибрации и поколачивания можно использовать пощипывание, щипцеобразное разминание и валяние.

Продолжайте носить ребенка на руках. «Разговаривайте» с ним, рассказывайте и показывайте ему все окружающее. Позволяйте крохе исследовать как можно большее количество предметов, но будьте осторожны, ведь ребенок теперь тянет все в рот, поэтому следите за чистотой игрушек и безопасностью окружающих предметов.

На некоторое время малыша теперь можно помещать в манеж, но не оставляйте его там на долго. Длительное пребывание в манеже или кроватке создает у крохи впечатление замкнутости и ограниченности пространства и может притуплять у ребенка стремление исследовать мир.

Игры

Для пятимесячного крохи интересны будут игры в «Ку-ку», «Сороку-ворону», «Идет коза рогатая», «Ладушки». (см. 4 мес.). В этом возрасте малыши любят игры с разными звуками:

«Как говорят животные»: произносите звуки, подражая животным. При этом называйте зверя и показывайте его на картинке;
Читайте ребенку книжки с потешками и четверостишиями, они развивают память малыша;
Прикасайтесь к разным частям тела ребенка, ласково называя их: носик-курносик, синенькие глазки, розовые щечки;
Пришейте к носочкам малыша маленькие колокольчики, пусть они звенят, когда ребенок шевелит ножками. На ручки можно сделать браслетики с колокольчиками или яркими нашивками (бабочка, цветочек), кроха будет разглядывать их, когда поднимет ручки;
Перекличка: вводите постепенно в «словарный запас» малыша новые слоги. Внимательно слушайте, что «говорит» ребенок, а потом отвечайте ему так, словно поддерживаете беседу. Через какое-то время малыш будет повторять за вами

Важно, чтобы кроха видел ваше лицо, наблюдал за жестами и мимикой.

Поиграйте с малышом перед зеркалом. Возьмите ребенка на руки и помашите рукой отражению в зеркале. Возможно, малыш будет очень удивлен появлением второй мамы с кем-то на руках. Пока ребенок воспринимает отражение в зеркале как другой живой объект. Если вы возьмете в руку игрушку, то малыш будет пытаться схватить ее в зеркале, не замечая ее у вас в руках. Примерно до 1.5 лет дети не понимают, что в зеркале только отражение.

Для развития тактильной чувствительности сделайте набор разноцветных подушечек из разных тканей (фланель, шелк, вельвет). Когда малыш лежит на животике, давайте их ему, пусть трогает и разглядывает. Когда ребенок подрастет, такие подушечки можно будет раскладывать парами по цвету, размеру или рисунку.

Если любите шить, можно сделать специально для вашего малыша текстильную книжку с аппликациями из разных тканей, липучками, шнуровками, пришитыми пуговицами. Тематика книжки может быть различая, в зависимости от пола ребенка.

Игрушки

В этом возрасте важное значение для развития ребенка имеют игрушки. Они  помогают гармоничному физическому и психоэмоциональному развитию младенца, создавая среду, способствующую лучшему познанию мира, развитию  органов чувств и двигательных навыков..

Главное правило при их приобретении

  • безопасность: отсутствие мелких деталей и токсичных веществ в материале из которого изготовлена игрушка;
  • прочность конструкций;
  • размер, не позволяющий  ее проглотить;
  • гигиеничность: возможность легко вымыть или постирать.

Присмотритесь к Жирафу Софи — развивающей игрушке-прорезывателю, стимулирующей все органы чувств ребёнка. Безопасная, с ультрамягкой поверхностью, напоминающей нежную мамину кожу, и пищалкой, реагирующей на нажатие в любом месте, она  обязательно понравится и вам, и вашему малышу.

Для массажа десен и облегчения неприятных ощущений, снятия беспокойства при прорезывании зубов, обязательно купите  грызунки, погремушки-прорезыватели…

Игрушки помогают развивать мелкую моторику рук, так как ребенок их хватает, ощупывает, бросает и перекладывает с места на место, из одной руки в другую…

Погремушки, имеющие удобную ручку для захвата, остаются фаворитами для малышей этого возраста. Они прекрасно справляются с развитием координации и хватательных движений малыша.

Дайте ребенку для перебирания  крупные бусы, вкладывайте в его ручки игрушки разного веса, размера и материалов — шероховатых, гладких, мягких… Но, совсем мелкие предметы, в том числе, крупу, семена, давать опасно, даже в присутствии взрослого: ребенок может их проглотить или вдохнуть!

Нашейте  на большой кусок ткани крупные пуговицы, бархат, шелк, крупное кружево, липучки, шнуровки… Пусть, лежа на животике, ребенок рассматривает и трогает сделанную вами игрушку…

Пригодится и мяч, который кроха с удовольствием будет обхватывать ручками, кидать или толкать, глядя,  как тот прыгает  или катится.

Его обязательно заинтересуют игрушки, которые  издают звуки  сами (музыкальная шкатулка) или  пищат только при нажатии на них. Заставляя своими движениями игрушку звучать, ребенок  узнает, что он может воздействовать на нее и это дает понимание принципа причины и следствия.

Купите неваляшку, пальчиковые краски, сенсорные  коробки и подушечки, куклу би-ба-бо (одевается на пальцы или ладонь)…

Порадуют и займут юного исследователя  браслеты на ножки, носочки с колокольчиками или погремушками.

Незабываемое впечатление  произведут мыльные пузыри.

Приобретая ребенку новые игрушки, показывайте малышу, как с ними обращаться. Пусть он увидит, что, к примеру,  колечки от пирамидки можно разбросать или сложить, а мягкую игрушку –  погладить или обнять

Играя с ребенком, важно сформировать у него прочные связи между предметом, его названием, звучанием, видом, вкусом, сенсорными качествами. Таким образом мы закладываем  ему основы  логического  и аналитического мышления.

https://youtube.com/watch?v=AePo7WkaXDw%3F

Что должен уметь делать малыш в 5 месяцев?

в этом возрасте малыш уверенно поднимает головку и корпус, опираясь ручками на поверхность;
умеет менять положение, переворачиваясь со спинки на бочок и живот.  Если кроха пока еще не переворачивается самостоятельно с живота на спину, то старайтесь почаще заниматься с ним упражнениями, укрепляющими мышечную систему и делайте массаж;
хватательный рефлекс и глазомер уже достаточно развиты и малыш без особого труда дотягивается до интересной игрушки и хватает ручкой;
если демонстрировать пятимесячному ребенку яркие картинки в книге,то он некоторое время фокусирует взгляд на красочных иллюстрациях

Кроме этого, малыш должен уметь концентрировать внимание на заинтересовавшем его действии и следить за событием взглядом;
5 месячный ребенок умеет агукать и издавать звуки, напоминающие слоги;
должен моментально уметь отличать “своих” от “чужих”. Когда перед глазами крохи появляется незнакомый или малознакомый человек, то он может расплакаться и успокаивается, когда незнакомец исчезает из его поля зрения;
должен уметь уверенно поворачивать головку на раздавшийся рядом звук;
обхватив, что-нибудь ручками уже пытается садиться;
при держании ребенка за подмышки в вертикальном положении, он становится на ножки, почти полностью распрямив их;
кроха учится подползать.

На первом году жизни

На каждом этапе малыш планомерно осваивает все новые навыки. Особенно это заметно в первый год жизни, когда прогресс очевиден даже с интервалом в несколько недель.

  1. 1 месяц. Малыш ненадолго фиксирует взгляд на ярком предмете, может проследить за ним, если тот медленно движется. При резких звуках вздрагивает. Может какое-то время удерживать головку, лежа на животике. В этом возрасте кроха начинает улыбаться.
  2. 2 месяца. Ребенок более уверенно следит за движущимся перед глазами предметом. Поворачивает головку в сторону звука. Несколько минут может удерживать голову в вертикальном положении. Обращение взрослого встречает улыбкой.
  3. 3 месяца. Фокусирует взгляд на предмете, находясь в любом положении. Сосредоточенно прислушивается к разным звукам. Лежа на животике, опирается на предплечья и полусогнутые ножки. Тянется к игрушке.
  4. 4 месяца. Угасает большинство рефлексов новорожденного, проходит гипертонус рук. Малыш реагирует на появление мамы, может перевернуться на животик. Умеет громко смеяться, поворачивает голову в сторону звука. Изучает свои ручки, может захватить ими игрушку и ощупать ее. При кормлении поддерживает грудь или бутылочку ручками.
  5. 5 месяцев. Кроха отличает родных и чужих людей, понимает, строго или ласково с ним говорят. Может стоять при поддержке, брать игрушку из рук взрослых, тянет ее в ротик. Долго и активно гулит.
  6. 6 месяцев. Малыш может перевернуться с животика на спину, подползти к игрушке. Сидит при поддержке, начинает лепетать, может кушать с ложечки. Игрушку перекладывает в руках.
  7. 7 месяцев. Ребенок уже увереннее сидит и ползает. Показывает предмет в ответ на вопрос «где?», может стучать игрушками друг о друга, пить из чашки из рук взрослого. Долго лепечет с разными интонациями.
  8. 8 месяцев. Карапуз может сидеть и садиться самостоятельно, вставать, держась за опору, и ходить у нее. Подолгу возится с игрушками, активно произносит простые слоги. По просьбе может помахать ручкой, сделать «ладушки». Узнает родных по фото.
  9. 9 месяцев. Малыш может ходить, если его держать за обе руки, повторяет услышанные слоги, выполняет простые просьбы: покажи, дай. Отзывается на свое имя, использует жесты в общении.
  10. 10 месяцев. Ребенок может влезть на стул или диван, слезть обратно. Складывает матрешку, игрушку-вкладыш. Знает и показывает разные части тела на себе и других людях. Произносит первые простые слова (мама, баба, папа).
  11. 11 месяцев. Кроха может стоять без опоры, пробует сделать несколько «свободных» шагов. Понимает простые обобщения предметов (машины, куклы, мячики). Реагирует на слово «нельзя».
  12. 12 месяцев. Малыш произносит около 8–10 слов, понимает около 100. Самостоятельно ходит. Может пользоваться расческой, выполнять простые просьбы (принеси, подними). Может взять чашку и пить из нее, подбирать предметы по форме (например, в сортерах).
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий