Сколько игрушек нужно ребенку: какие игрушки нужны детям разного возраста

Играем и развиваемся. Подбираем полезные игрушки

Чтобы подобрать нужную игрушку малышу, нужно учесть его поэтапное развитие. В возрасте 1 месяца у новорожденного преобладает сосательный и хватательный рефлекс (узнайте о других рефлексах новорожденного>>>). В этом возрасте новорожденный привыкает к новым звукам и новым тактильным ощущениям. Поэтому полезными развивающими игрушками для детей от 1 месяца будут:

  1. Музыкальная карусель (мобиль);
  2. Не очень громкие погремушки;
  3. Подвеска на коляску (кроватку);
  4. Развивающий коврик;
  5. 7 цветных, пластмассовых шариков (для игры, купания и дальнейшего изучения цветов).

Мобиль по своей природе уникальная игрушка. В ней заложено 2 функции: развивающая и развлекательная. В возрасте 1 месяца, новорожденный учится фокусировать и концентрировать свой взгляд на предметах, а также учится улавливать различные звуковые частоты.

В этом возрасте новорожденному не стоит покупать слишком сложные музыкальные игрушки, остановите свой выбор на покупке мобиля с негромкой, спокойной музыкой, лучше классической. Не зря говорят, что классика хорошо влияет на малыша. Под классику малыш легко успокаивается и быстро засыпает.

Если вы надумали купить малышу погремушки, можно взять несколько разных, например:

  • простую погремушку с ручкой;
  • погремушку с несколькими соединенными деталями;
  • и книжку с пищалкой и шелестящими страничками.

Правильна погремушка – та, которая пригодится вашему малышу, несколько месяцев подряд и в которую новорожденный захочет играться даже в 2 года.

Резиновые игрушки всегда привлекали малышей, помимо звукового эффекта, который не оставит равнодушным новорожденного, резиновые фигурки очень удобно кусать деснами в период прорезывания зубов. Главное правило для мамы: купить игрушку не тонкую и без запаха. Тонкую резину, со временем новорожденный может прокусить, а наличие запаха говорит о некачественном составе резины.

Покупая подвеску на коляску, стоит также, обратить внимание на запах, а также структуру деталей. Фигурки должны быть гладкими, без острых, выступающих углов, не очень яркого цвета и без запаха

Сейчас в магазинах можно найти огромное количество развивающих ковриков, на любой вкус и для любого новорожденного. Я выделю несколько вариантов:

  1. Растущий коврик. Этот вариант развивающего коврика для младенца можно со временем трансформировать. Такая игрушка всегда будет радовать новорожденного. Вначале можно поднять бортики, создав таким образом, дополнительную защиту для малыша, а со временем опустить их и увеличить площадь;
  2. Сумка — коврик. Легко собирается и легко разбирается. С таким ковриком можно часто отдыхать с малышом на природе. Много места он не занимает, зато сколько радости приносит новорожденному;
  3. Коврик пазл. Сейчас можно купить напольные пазлы любых размеров и расцветок. Некоторые коврики идут с дополнительными игровыми элементами (мини-пазлами), которые со временем обязательно увлекут вашего малыша новой игрой.

Интересно! Самые безопасные по составу игрушки, те, которые сделала мама.

В интернете можно найти большое количество идей хенд мейда начиная от шелестящих тканевых кубиков, заканчивая слингобусами ручной работы. А еще, игрушки ручной работы, это память на долгие годы!

От рождения до года

У крошки развиваются зрение, слух, тактильные ощущения, поэтому требуются яркие предметы разных форм, издающие негромкие звуки.

Погремушки

С них начинается изучение мира; младенцы берут погремушки, радуются, слыша звучание, пробуют их на вкус

Важно, чтобы первые игрушки:

  • были сделаны из качественных материалов;
  • не имели острых углов;
  • отличались прочностью;
  • превышали 4 см в диаметре, чтобы крошка не смог их проглотить.

Простая погремушка с надёжно закреплёнными деталями лучше всего подойдёт младенцу

Мягкая игрушка

Детишкам интересно трогать, гладить мягкого «друга»; подойдут компактные игрушки в виде животных — мишек, зайчиков — с коротким ворсом. Играть такими малыш должен под присмотром взрослых.

Шарфик с поросёнка лучше снять, пуговицу на штанишках отрезать — вдруг оторвётся и малыш её проглотит? — а в остальном игрушка для крошки безопасна

Ребёнку старше полугода купите мягкие кубики из ткани с яркими картинками — отличный вариант развивающих игрушек.

Мяч

Ближе к году юный «исследователь» развивает двигательную активность; игра с упругим мячиком придаёт ловкость рукам и ногам — малыш катает шар по полу, пинает.

Диаметр мяча для годовалого ребёнка не должен превышать 15-ти сантиметров.

Мячики бывают и гладкими, и с мягкими шипами — это первый «спортивный снаряд» малыша

Пирамидка

Пирамидками с крупными кольцами из пластмассы «развлекались» ещё наши дедушки и бабушки. Малыш фантазирует, нанизывая колечки и так, и эдак; позже научится сортировать их по цветам и считать.

Нехитрая игрушка способна надолго удерживать внимание непоседы

Без пирамидки трудно представить «арсенал» детских игрушек; она развивает фантазию, учит различать цвета

Игрушки, способствующие формированию бытовых навыков

Набор для песочницы – просто необходимая для годовалого ребенка вещь. Благодаря ей он учится элементарным навыкам самообслуживания (накладывает песок в формочку, лепит фигурки и так далее). Кроме того, именно в песочнице завязываются первые коммуникации между детьми – появляются друзья по площадке, симпатии и даже антипатии. Недооценивать значимость этой игрушки нельзя – она обязательно должны быть и у мальчиков, и у девочек.

Забиваем гвозди. Примерно с 1,5 лет. Игрушка икеа.

В возрасте 1-2 лет ребенка начинает привлекать вода. Он может пытаться переливать ее из стакана в стакан, наливать в стакан из бутылки и так далее. Покупать чего-то специального для такой игры не обязательно – достаточно организовать место и следить за тем, чтобы развлечение не вышло за разумные рамки. Если есть желание можно приобрести увлекательный набор “Водный мир” от Полесье.

Кастрюли, а также пластиковые емкости тоже могут стать неплохими “игрушками” для ребенка – ведь в этом возрасте ему очень интересны все предметы и даже явления окружающего мира. Вставляя один предмет в другой он знакомится еще и с понятием большой-маленький. Не стоит “подавлять” интерес малыша и к другим повседневным вещам – зубной щетке, ложке и так далее.

Прищепки. Малышу в возрасте 1-2 лет можно “подарить” для игр несколько прищепок разного цвета. Игры с ними способствуют развитию мелкой моторики, также можно тренировать навыки распознавания цветов и счета. В общем – все зависит от полета фантазии и желания родителей.

От 9 до 12 лет

У подростков начинают развиваться их собственные личные увлечения и интересы, кто-то любит рисовать, кто-то петь и играть на музыкальных инструментах, собирать модели, показывать фокусы и разыгрывать разные роди, собирать сложные конструкторы, сложные головоломки, устраивать научные (включая химические) опыты, изучать животных.

Спортивное оборудование для улицы и защитное снаряжениеВелосипед и шлемСложные наборы конструкторовПазлы / 3D пазлыАвтомобили с дистанционным управлениемКвадрокоптерыМоделированиеНаучные наборыНаборы для сложных фокусов, книги и карточки с оптическими иллюзиямиКомплекты для творчестваСтратегические настольные игрыНастольный спортЭлектронные игры

Каркассон, одна из игр от Hobby World.

Развитие и навыки ребенка

В возрасте года и трех месяцев ребенок становится очень эмоциональным, он уже рад новым игрушкам, появлению родителей, способен копировать мимику и взрослое поведение. Рад он приходу других малышей, способен быстро вовлекаться в игры, заражаться эмоциями – так, если кто-то рядом заплачет, он может поступить аналогичным образом.

Эмоции в это время динамичны, они быстро сменяют друг друга. Если минуту назад кроха веселился и задорно смеялся, сейчас радость может смениться слезами. С другой стороны, отвлечь его тоже достаточно просто, процесс успокоения займет мало времени (рекомендуем прочитать: как научить ребенка определяться по времени на часах?).

Ребенок старается привлечь внимание взрослых, для этого он постоянно заигрывает и заглядывает вам в глаза, иногда просто капризничает. Во взгляде уже можно прочитать удивление, радость, интерес и другие эмоции

Привязанность к маме очень сильна, ее чадо не отпускает ни на шаг, а вот оставаться с близкими людьми не боится, хотя к незнакомцам относится с явным опасением. В это время оставлять его нельзя – он отчаянно нуждается в родительской ласке, заботе и тепле.

Двигательные навыки

Чаще всего в 1 год и 3 месяца крохи уже умеют свободно ходить и даже бегать. Препятствия они преодолевают с легкостью, совершают повороты, наклоны, способны осознанно играть, не теряя равновесие. Направление движения малыш не забывает – отвлекшись на упавшую игрушку, он ее поднимет, а после продолжит движение. Любознательность становится главной чертой характера, поэтому он залезает на диваны, стулья и кресла, чтобы увидеть новые и интересные ему предметы.

Способен он и поднимать ручки вверх, отводить их в стороны по просьбе взрослых – это требуется, когда вы хотите его поднять. Не станет препятствием и преодоление нескольких ступенек вверх по лестнице.

В год и три месяца ребенок отлично ходит и бегает – родители порой просто не успевают за крохой. Тем не менее, координация движений пока не очень хороша – имеет смысл все время держать малыша в поле своего зрения

Развитие речи

В 1 год и 3 месяца ребенок еще не умеет хорошо говорить, но должен понимать слова взрослых, которые ему говорят. Объем известных предметов постоянно увеличивается, причем названия схватываются на лету, даже не обязательно обучать новым словам – многие вещи он запоминает самостоятельно. В это время он может выполнить некоторые легкие инструкции – отнести игрушки, положить их в шкаф или сесть на стульчик.

Ребенок уже знает все имена своих игрушек, родственников и близких людей, с которыми приходится постоянно общаться. Он говорит на своем упрощенном языке, может произносить до 20 слов, хотя родители только учатся его понимать.

Бытовые навыки

Возраст 1 год и 3 месяца – время, когда беспомощный кроха превращается в настоящего помощника, способного выполнять разные поручения, участвовать в бытовых хлопотах. В 15 месяцев появляется способность проситься на горшок (рекомендуем прочитать: как быстро научить ребенка проситься на горшок?) – самое время начинать обучение. Чадо в это время:

  • просит учить его новым занятиям, показать, как что-то делать самому;
  • он уже умеет держать ложку в кулачке, сам пьет из кружки (рекомендуем прочитать: как правильно научить ребенка самому держать ложку и кушать?);
  • предпринимает попытки самостоятельно кушать, правда, это еще плохо получается;
  • зато хорошо может умываться и мыть ручки, делает это с большим удовольствием.

Основные требования по ГОСТ

  1. При изготовлении игрушек необходимо соблюдать гигиенические требования: материалы и конечные результаты должны быть без ржавчины, следов насекомых, иных подобных повреждений, внешне чистыми. Проверяется визуально.
  2. Не должно быть легковоспламеняющихся, токсичных материалов.
  3. Детали, кромки должны быть без острых краев и заусенцев.
  4. Выступающие жесткие детали должны иметь защитное устройство.
  5. Игрушки, вмещающие ребенка, должны иметь вентиляционные отверстия, дверцы изнутри должны быть приспособлены к открыванию ребенком (соответствующая сила нажатия).
  6. Тяжелые напольные игрушки более 5 кг не должны переворачиваться.
  7. Защитно-декоративное покрытие должно быть стойким к воздействию слюны, пота и влажной обработки.
  8. Швы мягконабивных игрушек должны быть прочными.
  9. В игрушках для детей младше трех лет не должно быть доступных стекла и фарфора, ворсовых материалов. Для них не допускается применять набивочные материалы с твердыми/острыми предметами (осколки стекла, гвозди, металлическая стружка, иголки и т. п.), а также гранулированные материалы с размером гранул 3 мм и меньше.
  10. Тормозная система игрушек, приводящихся в движение, должна быть исправной. Скорость игрушек с электроприводом не должна быть более 8 км/ч.
  11. Масса погремушек для детей до 3 лет должна быть не более 100 г.
  12. Игрушки надувные для игры на воде должны быть водонепроницаемы и герметичны.
  13. Конструкция сборных игрушек должна быть прочной, эксплуатация – легкой и надежной.
  14. Хранение игрушек: при t 10-20 °С и относительной влажности 6%.

Как и где хранить игрушки

Сначала разделите игрушки на две группы. Одну спрячьте подальше от малыша и периодически выдавайте крохе. Тогда изделия долго не наскучат крохе. В другую группу определяем объекты, с которыми малыш должен играть чаще. Это развивающие игры, творческие наборы и так далее. Эти изделия разделяем по категориям и держим в доступности для ребенка. Пусть он сам выбирает во что хочет играть.

Для каждой игрушки определяем свое место и всегда после игр или занятий убираем изделие туда, откуда взяли. Это приучит малыша к порядку. Привлекайте ребенка к уборке, а затем постепенно приучайте убираться самостоятельно.

Грамотно зонируйте пространство в детской комнате. Это удобно делать при помощи цвета или модульной мебели. Кстати, сегодня яркие расцветки уходят в прошлое. Дизайнеры и родители отдают предпочтение спокойным и пастельным тонам. Это помогает детям сосредоточится, хорошо спать и отдыхать. Спокойные цвета успокаивают и не дают перевозбуждаться.

Отдельно делаем зоны для сна, для занятий и игр. Подходящий вариант — оформить настоящий творческий уголок. Установите здесь меловую или графитную доску либо наклейте на кусок стены старые обои, где малыш с удовольствием станет рисовать. Творческие принадлежности храним в различных банках, ведерках и специальных настенных органайзерах.

Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте

Почему много игрушек — это плохо

Слишком много игрушек перегружает малыша

Ему трудно сосредотачиваться на конкретной игре и уделять внимание чему-то одному. Малыш хочет рассмотреть и использовать каждый объект, он не знает за что браться, поэтому внимание рассеивается, а кроха устает за короткое время, не может сфокусироваться на одном предмете и занять себя самостоятельно

Изобилие игрушек мешает развитию творческих способностей и мышления. Кроме того, ребенок быстро привыкает, что ему постоянно покупают разные игрушки и то, что он хочет. Он становится капризным и не понимает, почему родители не покупают ему желаемую вещь.

Когда родители отказываются покупать ребенку, что он хочет, это учит кроху справляться с ограничениями. Он становится гибким и думает наперед. Главное, объяснить малышу, почему в данный момент вы не можете либо не хотите купить эту вещь. Используйте метод взаимозаменяемости. Например, мы купим тебе новую куклу, если уберем две старые.

Ребенок среди большого числа игрушек чувствует себя не субъектом, а объектом игры. Он не играет, не развлекается и ничего не познает. А хочет, чтобы игрушки развлекали его. Малыш не получает подлинного удовольствия от игры.

Если у малыша очень много игрушек, он не может выбрать ту самую любимую. Когда ломается одна машинка, кроха не расстроится. Ведь у него их еще 15. Психологи считают, что у ребенка обязательно должна быть любимая игрушка. Это воспитывает у детей чувство привязанности, умение ценить и беречь то, что есть.

Ну и напоследок, кому понравится постоянно убирать кучу игрушек? Регулярно стирать пыль с множества мелких предметов, стирать плюшевых зверюшек, раскладывать вещи по местам — сомнительное удовольствие. Тем более, что детки любят раскидывать предметы. Так задумайтесь, нужно ли покупать ребенку двадцатую куклу или машинку.

Что говорят психологи

Игрушки выполняют две главные задачи — развлекают и развивают юное поколение. Однако часто случается, что дорогая кукла или машина «с наворотами» заброшена, скучает в коробке, не сумев заинтересовать ребёнка.

Изучая детей, психологи пришли к выводу, что:

не так опасен дефицит игрушек, как их избыток; ребёнок теряется среди игрушечного изобилия, внимание рассеивается; малышу хватит десяти разных игрушек; идти в магазин за новой вещью лучше вместе с её будущим обладателем — ребёнку понравится, что его мнение учитывают; да, сюрприза не получится, но больше шансов на удачный выбор; чем проще игрушка, тем больше фантазии развивает у ребёнка; после покупки новой игрушки родителям не стоит «расслабляться»; взрослые должны показать сыну или дочке, как играть с новинкой, проследить, чтобы тот повторил движения — в общем, заинтересовать малыша. Игрушки нужны и младенцам, и подросткам — только разные

Игрушки нужны и младенцам, и подросткам — только разные.

Обучающие планшеты и детские компьютеры

Обучение чтению, математике, английскому, географии может быть таким весёлым занятием!

Один из лучших способов научить дошкольника читать — постоянно, с самого раннего детства, читать ребёнку вслух. Чтение — это отличный способ хорошо понимать друг друга, обсуждая прочитанное. Нет ничего лучше, чем когда вы проводите время вместе с ребёнком, читая и считая с ним, играя в развивающие игры.

Однако бывают моменты, когда вы заняты — готовите, говорите по телефону, убираетесь. В такие моменты занять ребёнка с пользой поможет обучающий планшет или детский компьютер с разными программами обучения, заданиями, играми.

Какой именно? Их много — выбирайте!

Игрушки для детей 1-3 года

Самое время знакомить ребенка с окружающим миром, поэтому можно покупать фигурки животных, машинки, кукол. Игрушки должны быть не просто красивыми, покажите малышу, что с ними делать. Научите расчесывать «животное», кормить его, постройте домик из кубиков. Каждое проявление активности чада должно поощряться. В возрасте 1,5-2 лет мальчики уже с удовольствием начинают играть с техникой – машинками, железной дорогой с паровозиком, первым конструктором, но если есть интерес к куклам – не спешите его отбивать, просто разнообразьте досуг крохи. Игра в куклы, кстати – это воспроизведение бытовых действий взрослых, но в игровой форме. Игрушечная посуда, одежда, аксессуары приобретаются и включаются в игру постепенно. С детьми постарше можно играть в сюжетные игры – кукла знакомится с кем-то, готовит обед или ждет гостей.

На прогулке нужно задействовать другие игрушки: лопатку, совок, деревянный молоточек, ведерко, формочки. Покажите ребенку, как рыть канавки, делать «пасочки», копать песок.

Одновременно нужно развивать сенсорный опыт: крупные паззлы, конструктор, мозаики, кубики с картинками, шнуровки, детское лото, домино с растениями, животными, предметами, карточки. Для развития движений можно покупать кегли, мячи, велосипеды, качалки. В этом же возрасте вводите в эксплуатацию музыкальные игрушки типа дудочек или пианино.

Мелкая моторика рук

Медицинская наука давно доказала, что мелкая моторика рук оказывает активное влияние на развитие умственных способностей ребенка. Этим фактом не пренебрегают производители детских игрушек, в изобилии предоставляя игрушки, при игре с которыми задействованы пальчики малыша.

Такими игрушками могут быть:

  1. Лего. Желательно приобрести набор из мелких деталей.
  2. Пазлы. Выбор этих головоломок невероятно велик, такие игры помогут развитию и других способностей ребенка.
  3. Мягкий пластилин, тесто для лепки. Если добавить к ним еще и любую домашнюю «мелочевку» в виде бусинок, мелких макарон и т. д., с помощью которых можно значительно разнообразить варианты игры и усилить полезный эффект.

Кроме того, отличным выбором для развития мелкой моторики детских пальчиков будут и такие варианты игрушек:

  • книжки с объемными рисунками – закладками;
  • шнуровки;
  • различные наборы наклеек;
  • детский светящийся эспандер;
  • спец.тренажеры с застежками, молниями, кнопками, завязками и т. д. (спец.тренажер «одень меня»);
  • оригами простейшие;
  • куклы с одеждами и т. д.

От 0 до 3 лет

В возрасте года ребенок начинает познавать окружающий мир. Он все пробует на вкус, на ощупь, на запах. Игрушки разных цветов, форм, размеров, с разной текстурой поверхности развивают мелкую моторику, пространственное мышление и другие базовые навыки – то, что потом ляжет в основу развития интеллекта, речи, мышления. Ребёнку в этом возрасте нравится играть с деревянными игрушками, ведь дерево – «живой» и «теплый» материал, приятный на ощупь. Бренд Lucy&Leo предлагает большой выбор деревянных игрушек для детей от 0 до 5 лет. Эта европейская марка является многолетним лидером в Европе по продажам деревянных «развивашек». КАК LEGO, НО В ДЕРЕВЯННЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ИГРУШКАХ…

Игрушки Lucy&Leo производятся из натурального бука и гевеи (каучуковое дерево), склеиваются органическим клеем без формальдегида, покрываются немецкими красками исключительно на водной основе – никакой жесткой химии. Игрушка пахнет только деревом и не имеет постороннего «химического» запаха. Игрушки продаются по всей Европе, а потому соответствуют всем строгим европейским регламентам качества и безопасности.

Lucy&Leo создаются детскими психологами и специалистами по развитию в соответствии с методикой знаменитого педагога Марии Монтессори. Ребёнок надолго увлекается игрой, возвращается к игрушке снова и снова. По степени «залипательности» эти игрушки можно вполне сравнить с электронными гаджетами. Но по части воздействия на детскую психику Lucy&Leo — их полная противоположность! С анти-гаджетами Lucy&Leo ребёнок не бессмысленно смотрит в экран, а развивает воображение, мышление, моторику, коммуникативные навыки. На эти игрушки «залипает» вся семья – даже папы бросают свои смартфоны, чтобы поиграть с ребёнком…

Экологичные, «залипательные» и долговечные развивающие игрушки Lucy&Leo будут радовать не одно поколение маленьких исследователей в вашей семье.

Развивающие занятия для малыша

Развить бытовые навыки детей помогут игры. Занять ребенка можно чем-то очень интересным и приятным – например, попросите его покормить куклу, покачать ее кроватку, принести маме ложку, разложить салфетку на столе. Кроха должен помогать родителям, ведь это доставляет ему невероятное удовольствие, позволяет организовать досуг, играть с пользой, развивать навыки поведения.

Стоит занять малыша ролевыми играми, когда формируются модели поведения.

Полезные упражнения, улучшающие развитие:

  1. Делайте несложную гимнастику, чтобы чадо повторяло упражнения, с радостью выполняло их под веселую музыку. Например, песни Железновых. Стоит выучить пару песен, повторяя их неделю, а потом добавлять новые композиции.
  2. Попробуйте снимать и надевать кольца на палочку – это важный и нужный навык, который улучшит развитие сноровки, точности движений. Достаточно 5 минут упражнений в день.
  3. Поиски пары – развивающие занятия, просто разложите варежки, перчатки и носки, попросив найти похожий предмет.
  4. Перекатывайте мяч – сначала с маленького расстояния, потом увеличьте его.
  5. Поместите на полу игрушки и другие препятствия, чтобы чадо сумело пройти всю полосу, перешагивая через предметы или обходя их. Можно взять с собой машинку, толкать ее или тянуть за веревочку.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Из-за объема статью решила разделить на две части.

Это первая часть. Здесь расскажу об игрушках, способствующих физическому развитию, музыкальных инструментах, игрушках для сюжетных и ролевых игр, для песочницы, а также подарках для детей 1 – 2 лет.

Нет ничего важнее для крохи, чем общение с родителями и игра с ними. Но и без игрушек, конечно, не обойтись.

Но как разобраться в их изобилии? Какие игрушки для детей от 1 года обязательно должны быть? А без каких можно обойтись? Надеюсь, статья поможет вам разобраться с этими вопросами.

Во второй части расскажу об игрушках, которые способствуют развитию мелкой моторики, когнитивной сферы, творческих способностей.

Также рекомендую обратить внимание на статью об игрушках от 6 месяцев до 1 года. Многие из них рассчитаны и на возраст старше года

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий